Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Браузеры
  • Коррекция психологического запора и приучение к горшку. ​Четыре веселые книжки для приучения к горшку Девочка на горшке kabachok com

Коррекция психологического запора и приучение к горшку. ​Четыре веселые книжки для приучения к горшку Девочка на горшке kabachok com

Для коррекции возникшей проблемы мало убрать внимание, не вмешиваться и проводить телесную релаксацию (об этом мы Необходимо также проводить работу с эмоциональной сферой. Со страхом горшка или дефекации, как и с любой другой эмоциональной проблемой, нужно работать. Так как средний возраст деток с этой проблемой 2-3 года, то самым подходящим вариантом тут может быть сказкотерапия. Далее я приведу пример сказки, которую можно рассказывать в таких случаях:

«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно - страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.

И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Маша - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит, ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя бояться! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком, и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его бояться, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком».

Теперь поясним основные принципы составления такой коррекционной сказки:

  • Сюжет сказки отображает имеющуюся проблему - страх горшка
  • Главный герой должен быть такого же возраста, внешности и характера как Ваш малыш. Чем более детальным будет описание, тем лучше. Это поможет малышу уловить сходство и сопоставить себя с этим героем. Но я не рекомендую делать главным героем самого ребенка. Наша сказка рассчитана на девочку Сашу, 3-х лет. То описание, которое приведено в начале сказки, полностью описывает реальную Сашу, и имя специально взято созвучное - так девочке будет легче сопоставить себя с героиней Машей.
  • Сказка строится по обычному принципу: описание проблемы, какое-то действо, разрешение проблемы. Мы сделали нашу проблему смешной (за счет имени горшка) и не страшной (из-за демонстрации переживаний самого горшка). Всегда должен быть удачный конец. Малыш должен понять, что его трудности можно преодолеть и, в конце концов, ему будет хорошо.
  • Язык и сюжет должен быть в соответствии с возрастом. Не нужно использовать сложных предложений или слов.
  • Сказку нужно рассказывать обязательно после того, как эмоции схлынули. То есть не в момент испуга, не когда малыш расстроен или капризничает. Она будет иметь эффект только тогда, когда у ребенка спокойное состояние.
  • Если Вы хотите проработать «острую» ситуацию, то есть очень сильно насыщенную эмоциями, то можно рассказать несколько разных сказок на одну и туже тему.

Вы можете придумать аналогичную сказку, в которой будете использовать детали жизни своего малыша. Главное сохранить все описанные выше принципы.

· Перед родителями стоят две основные задачи:

o Обеспечить ребенку мягкий безболезненный стул.

o Передать ребенку психологическую уверенность в том, что все будет хорошо. Относиться к тому, что происходит спокойно, без причитаний, укоров, не ругая малыша, не стыдя.

· Лечение может затянуться на несколько месяцев.

· При возникновении психологического запора рекомендуется посетить гастроэнтеролога . Необходим анализ на дизбактериоз и копрологию. Гастроэнтеролог может выявить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и назначить лечение. Он может посоветовать лечебную диету. Это не поможет преодолеть психологический запор, но это будет дополнительной помощью для малыша.

· Важно тщательно следить за диетой ребенка: в его рационе должно быть много овощей (свежих и тушеных), хорошо помогают свекольники, которые можно готовить через день; тыквенный сок, компоты из инжира, кураги и чернослива (для того, чтобы соки и компоты давали должный эффект, их нужно принимать на голодный желудок или через 30 минут после приема пищи); нельзя увлекаться сладостями; печенье кушать не более 1-3 штучек, и обязательно запивать водой или чаем; помните, что кефир крепит (ребенку можно давать только свежий, однодневный кефир и др. кисломолочные продукты); следите за тем, чтобы ребенок много пил: недостаток жидкости в организме тоже провоцирует запоры. Чтобы четко соблюдать диету родителям, скорее всего, придется немного похитрить. Ведь многие детки не хотят кушать овощи. В этом случае спрячьте их в овощные котлеты или овощные супы. Ребенок не желает кушать овощной суп? Превратите его в суп-пюре. Не хочет много пить? Может быть, крохе понравится пить из бутылочки или через трубочку. Экспериментируйте, и помните: когда ребенок какает, у него должен быть мягкий стул.

· Долгое время ребенок не будет сам ходить на горшок. Он будет терпеть до последнего, он будет хныкать, плакать, рыдать, бегать или сидеть и терпеть, до тех пор, пока терпеть станет не возможно. И вот, наконец, со слезами он покакает в трусики. И вы должны быть рядом. Вы должны похвалить ребенка, что у него все получилось, не акцентируя внимания на то, как это получилось. Не важно, куда сейчас какает малыш, важно то, что он все-таки какает. Хвалите, не скупитесь на похвалу, поцелуи и ласки. Обратите внимание ребенка на то, что ему стало легче, что животик теперь не болит и очень радуется.

· Помогают игры с пластилином или тестом. Если вы видите, что ваш ребенок уже терпит, поиграйте вместе с пластилином. Пусть ребенок мнет его, катает шарики и размазывает по листочку. Этот процесс очень расслабляет мышцы и отвлекает внимание. Кроме того с помощью пластилина можно разыграть ситуацию попадания какашки в горшочек, а потом в унитаз.

· Если есть запор, то нужно снять телесное напряжение. Вот самые простые примеры работы с телом ребенка:

o Поглаживания ножек, бедер, животика. Легкое пощипывание, которое похоже на игру «рельсы-рельсы». Не сильное надавливание на те же зоны (животик, бедра, ножки - надавили ладонями, подержали 15-20 секунд, отпустили).

o «Потрясывание» ножек малыша, как будто Вы хотите что-то сбросить с его тела или стараетесь отряхнуть крошки с его ножек. Сжимать и разжимать колени, когда малыш лежит на спинке, и подтягивать их к его груди. Сводить и разводить ножки в положении лежа, стараясь делать это не синхронно, как будто вы стараетесь его запутать. Класть свои руки на стопы малыша и держать их так по 5-10 минут (делается, когда малыш лежит).

o Вы можете сами придумать свои упражнения. Главное, чтобы они носили цель – снять напряжение мышц промежности, живота, спинки, ног.

· Вмешиваться в процесс дефекации с помощью клизм ТОЛЬКО в том случае, когда есть уже реальная УГРОЗА здоровью. Но временно можно экспериментировать со слабительными, дабы добиться того, чтобы консистенция кала не давала возможности задерживать процесс. Обязательно начните давать сироп лактулозы - начните с 2 мл в день и постепенно увеличивайте дозу на (1 мл каждые 2 дня), доведите до 10 мл и в этой дозе - 2-3 недели. На фоне лактулозы можно повторить сенадексин, сочетать его с но-шпой.

· В особых случаях, когда ребенок терпит и боится какать по 4-6 дней, необходимо использовать специальные слабительные глицериновые свечи, применяемые ректально. Когда вы заметите, что малыш сдерживает позывы сходить в туалет, под каким-либо предлогом вставьте четверть свечи в анальное отверстие и придержите попу, дабы лекарство не выскочило. Эффект не заставит себя долго ждать, поэтому держите горшок наготове! Не забудьте похвалить малыша после того, как тот сходит в туалет – можете угостить его конфетой или дать интересную игрушку. Он должен обязательно понять, что какать не больно и, ни в коем случае, не страшно.

· Игры могут помочь настроить ребенка на героический поступок: проигрывайте с любимыми игрушками похожие ситуации. Пусть сначала маленькие друзья вашего ребенка боятся покакать, сопротивляются, но потом достойно справляются с поставленной задачей.

Активный образ жизни. Увеличить физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, подвижные игры и др.). Полезные физические упражнения: массаж живота по ходу часовой стрелки, втягивание и выпячивание живота, а так же заднего прохода.

Изменить характер питания. Исключить из рациона продукты, которые зашлаковывают организм. Увеличить количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2л в день. Давайте больше фруктов и овощей: капусту, морковь, кабачки, яблоки, сливы, свеклу, смородину, инжир, тыкву, виноград , орехи.

Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка нужно будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака. Благоприятная поза для очищения кишечника на корточках – на полной ступне, прижав колени к боковым поверхностям живота, «поза орла».

Режим дня: ложиться до 22.00 и вставать до 7.00. Больше гулять на свежем воздухе. Прогулки способствуют позитивному настроению, раскрепощению, расслаблению. Пусть ребенок играет в песочнице, с мокрым и сухим песком.

Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком. Позволяйте ему выражать свои разные эмоции: радость, грусть, агрессию (в допустимой форме), поговорите о его страхах, снимите его тревожность. Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом . Давайте больше свободы и самостоятельности, повышайте самооценку ребенка. Пусть ребенок проявляет инициативу.

Читайте познавательные книжечки про «какашки»: «Кто накакал кроту на голову?», «Маленькая книжка о какашках» и др.

· Когда ребенок практически без страха начнет какать в трусики, начните предлагать малышу горшок.

· Иногда важно сделать перерыв, вообще не напоминать о горшке, а потом опять возобновить попытки (и достать, например, новый горшок).

· Основная фраза: «Ты уже выросла, стала совсем большая, большие детки писают в горшок».

· Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

o Сесть на горшок (или подходящий по размеру тазик, если горшочек слишком мал) и пописать…

o Можно показать, как вы писаете в туалете, при этом объяснить, что взрослые писают в унитаз, а детки в горшок. Показать, что вы туда написали, и позволить ребенку смыть за вами. (При желании можно сразу учить пользоваться унитазом с детским сиденьем).

o Если в вашем окружении есть более взрослые дети, можно пойти в гости (или пригласить гостей к себе), и пусть ребенок несколько раз посмотрит, как писает другой ребенок.

o Проиграть с помощью куклы (или любой другой игрушки) историю, как она повзрослела и начинает писать в горшок.

o Как дополнительный вариант игры - попросить ребенка, чтобы он научил какать вас или какую-то игрушку. Пусть покажет пример. Хорошо в этом случае иметь два горшка.

o Развесить на стене картинки с писающими в горшок детьми.

· Если горшок ребенку не нравится, можно предлагать все что угодно, только не на пол, и тазики, и ведерки, поддон душевой кабинки . Потом можно будет поменять на горшок (может быть, через промежуточные варианты).

· На первых порах нужно предлагать ребенку «давай пописаем» приблизительно раз в полчаса.

· Если случилась авария, не ругаем его, а просто напоминаем, что все большие детки писают не в штаны, а в горшок.

· Интересоваться туалетными делами в повседневной ситуации: «Доча, я хочу пописать, а ты хочешь?». Если скажет «нет» – пусть не настаивает. Когда ребенок заинтересуется и скажет «Я тоже хочу!» – предлагайте горшок: «Очень хорошо, ты знаешь, где он стоит. Иди туда». Когда сделает там дела – обязательно похвалите искренне и с радостью, что он точно стал большой!

· Можно просто предлагать сходить в туалет и при отказе оставлять эту тему как минимум на полдня.

· Сказкотерапия на тему (см. Приложение). Точно такую же сказку можно рассказать и про кроватку. Сказку нужно рассказывать обязательно после того, как эмоции схлынули. То есть не в момент испуга, не когда малыш расстроен или капризничает. Она будет иметь эффект только тогда, когда у ребенка спокойное состояние. Если Вы хотите проработать «острую» ситуацию, то есть очень сильно насыщенную эмоциями, то можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему.

· Мультфильмы на тему: «Обучающие видео - высаживание на горшок. Русский дубляж», «О кроте которому накакали на голову», «Про Веру и Анфису».

· Когда подходит время писать или какать (после обильного питья, например), можно высаживать на горшок и включать (на ноутбуке или телевизоре) любимый мультфильм. Причем если ребенок встает с горшка, то фильм выключается. А когда ребенок пописал, не выключая мультфильм, вытереть попу, похвалить, вылить в унитаз (можно вместе с ребенком, можно отдельно) и потом отнести ноутбук с мульфильмом в место, где можно досмотреть.

· Никогда не держите малыша на горшке насильно. И в особенности не подталкивайте ребенка, если он выглядит напуганным. В обоих случаях лучше убрать горшок в течение нескольких недель или месяцев, а затем повторить попытку.

· Наблюдать за ребенком, перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок.

· Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна и после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).

· Наши мамы и бабушки использовали звук льющейся воды. Если горшок находится в туалете – то включался кран с водой, а если в комнате – то рядом с горшком стояли две бутылочки для переливания воды друг в друга. В наше время звук журчания (дождей, ручьев, водопадов , воды из крана) можно запускать на компьютере или сотовом телефоне, предварительно записав на диктофон или скачав из интернета.

· Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!

· Когда ребенок сходит в трусики или на пол, трусики или тряпку, которой вытирали пол, следует выжать в горшок, и только потом из горшка в унитаз. После этого позвольте ребенку спустить воду, если он захочет (но не делайте это, если он боится), так он может узнать куда идут результаты его труда.

· Обязательно хвалите кроху, когда он делает все правильно! Некоторые родители даже выдают специальные сладости в виде похвалы.

В возрасте между годом и годом с половиной у ребенка усиливается естественное чувство тревоги в разлуке с вами. Он начинает цепляться за вас днем и лучше осознает разлуку и свое одиночество ночью. Не бойтесь прислушаться к своему ребенку. Вы не набалуете его и не окажетесь его марионеткой. Он нуждается в том, чтобы вы уделяли ему особое внимание в этот период повышенных потребностей.

Ваш ребенок сообщает вам, что он не может спать один. Ему не хватает вас. Вот ваши варианты. Вы можете продолжить приходить к нему каждый раз, как он просыпается, и время от времени повторять, что все в порядке; но вы очень утомитесь, при том что эта ночная неприятность через непродолжительное время исчезнет. Или же вы можете добраться до сути проблемы и обеспечить ребенку на ночь компанию. Перенесите матрас или складную кровать в комнату ребенка и ложитесь рядом с его кроваткой, когда он засыпает. Затем уходите. Иногда вполне достаточно, чтобы в том месте, где ребенок засыпает, был родитель. Если он продолжает просыпаться, вы с мужем можете попробовать по очереди спать в детской - если вам хорошо спится там. Или перенесите детскую кроватку в свою спальню и попробуйте приставить ее к своей кровати. Или же укладывайте его спать у изножья вашей кровати на постеленном на пол матрасе. Когда эта ночная боязнь разлуки станет менее острой, постепенно переводите ребенка обратно в его комнату или оставьте еще на пару месяцев в своей, если это помогает.

Видео - ***** -> Клиентам (внизу страницы) -> Клиент №4: Отрывки из реалити-шоу "Суперняня" "Как приучить ребенка спать в своей кроватке?"

Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т. е. сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше, предупреждая, таким образом, протестное поведение.

Есть такая тактика «приду через 5 минут». То есть мама укладывает ребенка, ребенок не хочет спать, мама говорит «сейчас-сейчас, подожди, мне нужно сейчас помочь папе или пойти быстро посуду помыть на кухне, но ты лежи, я через 5 минут приду». Мама уходит, ребенок лежит, ждет. Он пока еще не понимает, что ему надо возмущаться, он дожидается, мама возвращается, чуть-чуть с ним побыла, потом снова говорит «полежи, через 5 минут я снова приду, мне надо что-то еще сделать». И таким образом удается удержать ребенка в постели, пока он не заснет, без формирования вот этого протестного поведения.

Успокаивающие средства имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

Когда ребенок боится кровати:

Поможет личный пример - лечь в кроватку, пригласить его туда, поиграть с ним там.

Разыграть с помощью игрушек ситуацию, как в следующем примере про чтение, переделав в «Давай ложиться спать», «Давай покакаем» и пр.: «Дочка, - говорю, - давай почитаем. - Нет, не хочу, я хочу играть. Говорю, - хорошо, ты играй, а я вот возьму твоего слона и буду читать с ним. А ты, говорю, не слушай, иди, играй, в свой домик. Беру его, сажу, говорю, - так, Соник, давай слушай... и читаю ему сказку. Прибегает через 30 секунд, - я тоже хочу. Я говорю, ну, ты ж смотри тогда ему не мешай, а то ж он внимательно слушает.

Сказкотерапия. Сочинить сказку про девочку, которая сначала боялась своей кроватки, а потом полюбила ее.

Горшки с «Машей и медведем» и с iPad -ом:

font-family:Symbol">· Преодоление психологического запора

o диета

o массаж

o хвалить за то, что покакала в трусики

o игры с тестом или пластилином

o проигрывание с игрушками ситуации разрешения проблемы запора

o чтение детских книг про процесс дефекации

· Приучение к горшку

o торжественная покупка второго горшка

o учить на примере (своем, других детей, игрушек)

o показывать мультфильмы

o рассказывать сказки

o высаживать на горшок с возможностью смотреть любимый мультфильм

o использовать звуки журчания

o когда сходит в трусики или на пол сначала выливать в горшочек, а потом уже в туалет

o хвалить за малейший успех

o если не получается с горшком

§ начать с других мест и емкостей

o если не получается и с другими местами

§ делать перерыв в этой теме

· Преодоление страха своей кровати и приучение к самостоятельному сну

o несколько раз поиграть и поспать с ребенком в ее кроватке

o разыгрывать ситуацию с помощью игрушек - укладывать в ее кроватке игрушку, читать этой игрушке сказку на ночь

o рассказывать сказки про детей, которые боялись спать в своих кроватках, но преодолели свой страх

o обеспечить ребенку компанию перед сном или даже на всю ночь, но так, чтобы ребенок оставался в своей кровати, а вы в своей

o использовать советы из реалити-шоу «Суперняня»

Про Юлю и Зюзюбрика

«Жила была девочка Юля. Ей было полтора года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Юля любила конфеты, носить красивые шапочки и играть со своим плюшевым мишкой. И была у Юли одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Юля все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Юле будет больно, если она будет в него какать. И хотя Юля была очень смелой девочкой, горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.

И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Юля была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Юля собралась с духом, и пошла посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочьим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Юля. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Юля уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Юле стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какой-нибудь девочке или мальчику. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Юля - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, желтенький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Юлю: «Так значит ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Юля сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Юля и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Юля перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком».

Основные принципы составления таких коррекционных сказок:

- Сюжет сказки отображает имеющуюся проблему – страх горшка.

- Главный герой должен быть такого же возраста, внешности и характера как ваш малыш. Чем более детальным будет описание, тем лучше. Это поможет малышу уловить сходство и сопоставить себя с этим героем. Но я не рекомендую делать главным героем самого ребенка.

- Сказка строиться по обычному принципу: описание проблемы, какое-то действо, разрешение проблемы. Мы сделали нашу проблему смешной (за счет имени горшка) и не страшной (из-за демонстрации переживаний самого горшка). Всегда должен быть удачный конец. Малыш должен понять, что его трудности можно преодолеть и, в конце концов, ему будет хорошо.

- Язык и сюжет должен быть в соответствии с возрастом. Не нужно использовать сложных предложений или слов.

- Сказку нужно рассказывать обязательно после того, как эмоции схлынули. То есть не в момент испуга, не когда малыш расстроен или капризничает. Она будет иметь эффект только тогда, когда у ребенка спокойное состояние.

- Если Вы хотите проработать «острую» ситуацию, то есть очень сильно насыщенную эмоциями, то можно рассказать несколько разных сказок на одну и ту же тему.

Для самых маленьких, если вы решили приучать малыша к горшку заранее, подойдут короткие забавные стишки. Складная ритмичная речь легко и весело воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции, связанные с началом процесса обучения. Это поможет в дальнейшем обойтись без негативного отношения к этому предмету гигиены.

Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!

Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Для малышей постарше подойдут «поучительно-побудительные» сказки. Эти сказки можно рассказывать как сидящему на горшке ребенку, так и не желающему на него садиться. Выберите лишь подходящую сказку и замените имя малыша. Приятного обучения!

Сказка про горшочек

Жила-была девочка Анечка. Пошла она однажды гулять и нашла волшебный Дворец. Стала она гулять по этому дворцу и рассматривать всякие диковинки. Там все было, как у нее дома, только волшебное: волшебный диван, волшебная кроватка, волшебные игрушки и волшебная фея, похожая на маму (бабушку).

А кто здесь главный? - спросила Анечка. - Кто принцесса?

Принцесса та, кто найдет волшебный трон. (Берем за ручку, идем искать "трон". Обычно, со второго-третьего раза малыш сам ведет Вас к заветному месту). Его все ищут, но никто не может найти.

Ходила-ходила Анечка по замку, заглядывала во все потайные места и, наконец, нашла заветный трон.

Ах, какой он красивый! - воскликнула Анечка. - Какой розовый! (красный, желтый, в крапинку)

Села Анечка на трон, и тут же подлетела к ней бабочка:

Подбежала к ней собачка:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

Припрыгала к ней лягушка:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

Подбежала к ней кошечка:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

Приползла к ней гусеница:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

Подбежала к ней лиса:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

Прилетела к ней синица:

Поторопись-пись-пись, я тоже хочу принцессой побыть!

Нет, - отвечает Анечка, - я первая его нашла!

А потом надоело ей принцессой быть, встала она и пошла домой к маме.

Как известно, одной из самых эффективных методик обучения детей тому, как устроен окружающий мир, какие в нем происходят явления и какие действуют правила, является сказкотерапия. Если рассказывать малышу сказки обо всем на свете, он быстро поймет, как себя следует вести в тех или иных ситуациях, как поступать хорошо, а как - не очень. В деле обучения пользованию горшком сказкотерапия также прекрасно работает.

Начать можно с книжки-игрушки «Время идти на горшок!» от K’s Kids. Фактически это инструкция к горшку, в которой есть и интерактивные элементы, и клапаны, и простые понятные иллюстрации, и немного текста, чтобы маме было легче объяснять, что происходит и какова последовательность действий в книге и в реальности. Производители рекомендуют эту книгу детям с 10 месяцев - в это время сам процесс обучения может быть еще не слишком эффективным, но зато к году ребенок уже будет представлять, что же такое горшок и зачем он вообще нужен.

Отличным спутником в мир самостоятельного использования горшка станет и незатейливая на первый взгляд книжица «Макс и горшок» Барбру Линдгрен с иллюстрациями Эвы Эриксон (у этих авторов есть целая серия книг про Макса и его приключения, на русском языке ее выпускает издательство «Самокат»). В книжке малыш Макс сначала пытается усадить на горшок своего пса, а уж затем все-таки решается воспользоваться этим предметом самостоятельно. Непонятно, почему, но книга действует магически - у нас дома это один из главных хитов: при виде Макса на горшке дочь сразу же бежит за своим, чтобы повторить трюк из книги. Кроме явной практической пользы книга также содержит и важный материал для развития речи: проговаривая простейший (некоторым он даже может показаться примитивным, но это не так!) текст, родители могут научить малыша новым словам, которые легко соотнести с действиями.

Для дальнейшего освоения горшка могут пригодится и другие, чуть более сложные книги. Это «Медвежонок Федя и горшок» Татьяны Коваль и «Горшок для Феди» Анжелы Берловой. Обе книги рассказывают историю знакомства медвежонка Феди (одного и того же) с красным горшком.

Первая книга написана в стихах и сопровождена довольно забавными иллюстрациями. В конце текста малышу обещают, что если он подружится с горшком, то он тут же всенепременно станет большим - такую книжку можно порекомендовать маленьким упрямцам, которые давно уже все понимают, но почему-то отказываются пользоваться горшком. Впрочем, и совсем крошечным малышам она тоже подойдет: в конце концов он станет ассоциировать стихи про мишутку с горшком и вскоре поймет, что к чему с этим загадочным предметом.

«Горшок для Феди» написан в прозе и имеет куда более запутанный сюжет, чем его предшественник. Лично мне эта книга кажется менее удачной, но в целом она не так уж плоха, просто тема обучения горшку отходит на второй план - в книге поднимается немало других проблем, и главную среди них выделить не так уж просто.

Если ребенок уже в состоянии отличить на картинке одно животное от другого, а родители не боятся показывать ему совсем уж по-мультяшному антропоморфных зверей, то в качестве дополнения к разделу детской библиотеки про горшок, можно использовать «Ходим на горшок» Геннадия Меламеда. Это история в стихах о животных, которые пытаются понять, для чего же нужен горшок. Если картинки в издании, как и мне, покажутся вам жутковатыми, используйте текст как самостоятельную смысловую единицу - читайте его (лучше, конечно, наизусть), показывая малышу игрушечных зверей и усаживая их по очереди на горшок.



Лучшие статьи по теме