Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Коммуникация
  • День весеннего равноденствия — Комоедица. Масленица. Русские блины. Великий древний народный праздник - комоедица Комоедица история праздника и его традиции кратко

День весеннего равноденствия — Комоедица. Масленица. Русские блины. Великий древний народный праздник - комоедица Комоедица история праздника и его традиции кратко

Комоедица — древнейший славянский праздник, который считался началом астрономической весны и Нового года

Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы -самого вкусного и веселого торжества.

Древние славяне поклонялись природе и почитали Солнце-Ярило как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому Комоедица была приурочена к весеннему равноденствию - одному из четырех главных праздников, связанных с солнцем.

История и суть

Все славянские праздники - астрономические и прочно привязаны к определенным календарным датам в соответствие с движением Земли вокруг Солнца.

День весеннего равноденствия древние славяне праздновали в честь крепчающего Солнца-Ярилы. И действительно, с этого праздника солнечный день становился длиннее.

Главный смысл древнего праздника - встреча весны и начало земледельческих работ. В те далекие времена люди верили, что веселые гулянья и блинные пиршества способствуют быстрому приходу весны.

Поэтому в старину прощанию с зимой и пробуждению весны посвящали две недели гуляний - отмечали 7 дней перед днем весеннего равноденствия и неделю после.

А после праздничных дней начинался тяжелый повседневный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе и семье пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жилье, запастись топливом и так далее.

В праздник принято было печь лепешки, символизирующие солнце - круглое, желтое и горячее. Лакомясь блинами в Комоедицу, в том числе в день весеннего равноденствия, древние люди верили, что они с каждым кусочком получают частичку животворного тепла и солнечного света.

Изначально основным блюдом на Ярилин день был хворост - печенье, олицетворяющее дрова в крадах (погребальный костер). По традиции, раньше славяне сжигали умерших на крадах - огромной куче дров и хвороста.

Кроме того, Комоедица связана с потусторонним миром и почитанием духов умерших. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия (с того света) возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Согласно поверьям славян, прилетают они, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли.

Название праздник получил благодаря еще одной важной традиции, существовавшей у древних славян - почитание Медвежьего бога Кома. Хозяину леса приносили в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда, наверное, и произошла поговорка: «первый блин комам», то есть медведям.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную крупу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Традиции и обычаи

Праздник наступления нового земледельческого года у восточных славян, как и в западной Европе, знаменовался весельем, разжиганием костров, состязаниями, играми, катанием с гор, походами ряженых, кулачными боями, непрестанным хождением в гости с обильными трапезами.

Комоедица-Масленица - это не просто празднование дня солнцеворота, а целая череда праздничных дней, которые сопровождались многочисленными традициями.

Ни на Масленицу, ни перед, ни после нее никаких постов не было, и вкушение различных вкусных блюд являлось вовсе не говением после или перед воздержанием, а праздником во имя светлых Богов, которые вернулись на землю.

Сжигание чучела - пожалуй, самый известный обряд в праздновании Масленицы, который сохранился до сих пор. Но древние славяне сжигали чучело Марены (Морана, Мара) - богини смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года.

По сути этот обряд символизировал проводы зимы - уважительного прощания с Мареной. Чучело сжигали, бросая в огонь старые вещи, с наговорами, для того чтобы вместе с Мареной ушло все плохое, накопившееся за зиму. А затем прыгали через костер, приветствуя приход весны, которая спускалась на землю из Сварги - небесного царства богов.

В этот день принято было поминать умерших родителей и родственников. Садясь за трапезу, приглашали к столу и души умерших. Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь.

Кроме блинов традиционными блюдами считались: пироги, кисель, мед, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и так далее.

Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай рано утром посылать детей на улицу покликать весну.

Работать в этот светлый день поминания предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы. В этот день не пряли и не вязали, чтобы мыши не грызли нитки и холсты.

Праздник Комоедица сопровождался всеобщим весельем - на площадях в эти дни проводились ярмарки, выставлялись балаганы. Народ веселился, катаясь на санях с ледяных горок. Самые смелые участвовали в кулачных боях, а самые закаленные - ныряли в проруби.

Люди побогаче раскатывали по селению на новых расписных санях, хвастая перед народом своими лошадьми, наряженными лентами и звонкими бубенцами.

Дата празднования Масленицы, после принятия христианства, привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В 2018 году она проводится с 12 по 18 февраля включительно.

Церковь решила оставить этот праздник, чтобы не вступать в спор с народными традициями, но немного передвинула его. Таким образом, Масленица не противоречит Великому Посту и празднуется всего одну неделю.

По одной из версий, название «масленица» возникло потому, что в течение всей недели мясо исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

При этом Масленица не стала частью церковной традиции. В православном календаре такое название не указывается, но в нем есть Сырная седмица. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но отличаются по смыслу.

Сырная седмица – это неделя подготовки к Великому посту, и посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид и подготовке к покаянному пути к Богу.

Святая церковь называет Сырную седмицу «светлым предпутием воздержания» и считает, что истинным христианам не подобает предаваться в Масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

И здавна наступление Весны, а с ней и Новолетия на Руси связывали с днём весеннего равноденствия, что по нашему календарю выпадает на 20 или 21 марта. Ночь становится короче дня и это определяет все изменения в природе. Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна.

Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.

Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы.

До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом.

Утратив свою связь с законами природы, этот праздник утратил и свое истинное назначение. То, что устраивается сейчас в виде широкого гулянья, распития алкогольных напитков, всеобщего шабаша пришло к нам во время царствования Петра I, который обязал все людно проводить масленицу по образу и подобию традиционных европейских карнавалов. По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее.

Комоедица - один из древнейших славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило - «первый блин комам», т.е. медведям.

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки.

В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба - блинов, переряживание и т. д.).

На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.

В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение - после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.

Тогда нынешних еженедельных выходных дней ещё не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр.

«Богиня Весна на Землю пришла»

«Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия»

«Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить» Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель»

«Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски»

«Первый блин - Ко́му! - Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей»

«Первый блин – комам, второй – знакомым, третий – родне, четвертый – мне!»

Как праздновали Комоедицу на Руси

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланяясь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" (бог огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). "Честной Семик" зовёт её "во тесовый терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в "блинах повалялась" (блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там, где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.

Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю кому.

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток - сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,
Всему миру надоела!»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись,
С весной воротись!»
«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.
Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.

Прощание

При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай. В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.

Рецепт здравых блинов (веган)

Мука пшеничная – 1 ст.
Мука овсяная - 1 ст.
Минеральная вода с газом - 2,5 ст.
Соль – по вкусу
Растительное масло - для жарки

Приготовление:

Муку просеять через сито, минеральную воду, столовую ложку растительного масла и соль смешать до однородной массы блендером. Чтобы тесто хорошо замешалось, минеральная вода должна быть немного теплой. Хорошо разогретую сковороду смазать растительным маслом и пожарить блинчики с двух сторон.

Славной трапезы!

Тетерки

Мука ржаная - 400 г
Масло оливковое - 3 ст. л.
Соль - 1/3 ч. л.
Мед или другой подсластитель - 2 ст. л.
Вода - 200 мл
Мак - 3 ст. л.

Приготовление:

Муку смешать с солью, просеять. Добавить мак, перемешать. Добавить масло и мед, затем воду. Замесить крутое тесто. Завернуть его в пищевую пленку и дать отдохнуть 20-30 мин. Тесто должно быть эластичное и не липкое. Отщипывать от теста небольшие кусочки и раскатывать их в жгуты толщиной примерно 0,5 см. Из жгутов сплетать узоры, формируя печенье. Лучше это делать прямо на противне, застеленном пергаментом. Выпекать "тетёрки" при 190 градусах 15-20 минут, до слегка золотистого цвета.

Масленица-Комоедица - один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию . С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков.
По одному из поверий, название празднику дали комы - обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудивщихся духов деревьев. По другим поверьмя - потчевали ими пробудившегося медведя - лесного хозяина.

Есть ещё мнение, что медведя в древности звали «ком», отсюда и название праздника - Комоедица, который начинался с подношения еды медведям.

В весенний праздник веселья да угощения хватает всем! Разворачивается широкое гулянье. Люди катаются на лошадях, соревнуются в лазании на столб за дарами, берут с боем снежные городки, рядятся в личины, водят хороводы, пекут солнышки-блины - круглые, золотистые да горячие! Мужчины чествуют праздник особым медвежьим плясом и борьбой.


Обрядовая праздничная треба: блинчики, блины-«комы» с пшеном, пироги, лепёшки, овсяный кисель, калачи, мёд, квас, пряники, коврижки, оладьи, творожники, орехи, молоко, масло, рыба, печенье.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым!

Слушая по ТВ, как иудохристианские церковники объясняют своей пастве, что есть Масленица, сначала разобрал меня смех, а затем одолела меня горькая обида за наш народ... Сколько же можно нас оболванивать?

И так, давайте разберемся, что такое Масленица? И что за непонятное слово Комоедица?
Комоедица - один из четырех древнейших солярных славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия (начало астрономической весны, 20 - 21 марта), прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Ярило - солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 лета /года/ - март открывал счет Новому Лету /году/).
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Наши предки называли медведя Ком (отсюда правило - «первый блин комам», т.е. медведям).
Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.


Давно утрачен первоначальный, сакральный смысл древнего священного праздника Комоедицы.
После навязывания Руси иудохристианства и последовавшего запрета старых обычаев, иудохристианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.
Именно прежняя ведическая Вера Предков, представляла главную конкуренцию иудохристианским церковникам. Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами.
С внедрением на Русь новой религии иудохристианства с её "Великим" предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть - праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия на более ранние плавающие даты иудохристианского календаря. А поскольку иудохристианская Пасха - праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё. Поэтому и случаются «Проводы Зимы» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно....
А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось...

Так что представляет из себя празднование Масленицы?
Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами, церковные иудохристианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри» .
В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала (как и многое другое) древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать иудохристианскую "Масленицу" с прежним разгульным размахом.
Т.к. прежняя Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья строго запрещены, иудохристианские церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.

Существенное смещение к началу года, заменившего Масленицу-Комоедицу насильственно введенного иудохристианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" россияне.
Новый иудохристианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту.
В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица.
Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу.
Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств.
Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником (всенародный обжорный и пьяный разгул), и религиозным христианским (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя).

Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.
Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия.
И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы.

- Комоедица - это торжественная встреча нашими древними Предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового Лета (года), а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.

Иудохристианская Церковная Сырная седмица - это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в иудохристианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом иудохристианская составляющая их т.н. "Масленицы". В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица - это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Определенной церковным календарем народной "Масленице" (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего - это просто устройство некой гулянки, которой церковники заменили древнюю Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.

Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших иудохристианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России - самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4оC, 64% территории - вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

Конечно, никакое иудохристианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др., а также на более 17-ти разных "православных" автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей, не может определять или переносить даты народных праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной , даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе.

День весеннего Равноденствия - начало астрономической Весны, которое никакие иудохристианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.

С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы . Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья – масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины. С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой – на любой вкус.

На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем (и не только) молодые люди без(с)страшно лезут на масленичный столб за подарками.

Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно – праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника? Что мы празднуем на Масленицу, русы?

Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна? Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» – в день весеннего равноденствия – день астрономического, а не календарного, начала весны. Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима – 21 декабря.

К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем . Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить. Нам нужно лишь вспомнить , кто мы и откуда пришли.

Дело в том, что никаким древнеславянским праздником Масленица не является , и никаких «языческих» корней она не имеет. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно. Кроме того, Масленицу в современной её форме, как таковую, стали праздновать только в XVI веке, когда оставила напрасные попытки вытравить ведический праздник из народной памяти, но и оставить всё на самотёк не желала, и просто решила его слегка «отредактировать», так же, как она сделала с другими ведическими праздниками. Как говорится, не можешь победить врага, примкни к нему, и, добавлю, разрушь его изнутри.

Значительную роль в этом чёрном деле сыграла реформа патриарха Никона в XVII веке, суть которой заключалась совсем не в исправлении богослужебных книг по греческому образцу и измении христианских обрядов, типа двоеперстия на троеперстие, как нам сейчас пытаются это преподнести. Никон запустил информационный вирус замены ведического мировоззрения на мракобесие христианства, «одев» на ведические празники свои одежды. Ко всем ведическим праздникам «пристегнули» по христианскому святому, благо у церкви их было более чем достаточно, или празднику. После чего праздники, которые русы праздновали на протяжении тысячелетий, а некоторые – десятков тысяч лет (например, древний весенний праздник в честь разрушения Даждьбогом луны Лели с базами Тёмных Сил на ней), при сохранении ведической формы, приобрели совсем другой смысл, весьма далёкий от первоначального, но так необходимый для порабощения самого непокорного народа на земле, который Тёмные силы никогда не могли победить в честном бою. Однако, это им почти удалось с помощью обмана, применив социальное оружие – , подложив своего христианского кукушонка в ведическое гнездо русов, который вытеснил из их сознания ведические традиции и заменил их на свои, да так, что подмена и не замечается, дабы усыпить их генетическую память и навязать им свою религию смерти (о «принципе кукушки» см. замечательную книгу академика Н.В. Левашова , Том. 2, Гл. 5).

После кровавого крещения Руси в X веке, которое было настоящим геноцидом славян , после которого население европейской Руси сократилось c 12 до 3 млн. человек, на территории нашей страны установилось двоеверие . Чтобы сохранить свою жизнь, люди формально соблюдали церковные традиции, но продолжали жить по ведическим законам. Так продолжалось веками, но упорная в своей политике навязывания своих мракобесных ритуалов (см. об этом фильм Александра Атакина ) христианская церковь постепенно заменила ведические праздники своими, для чего она также постепенно уничтожила поголовную грамотность среди славян. Неграмотным и невежественным народом управлять гораздо сподручнее! А ведь ещё в X веке обычные из дальних весей писали записки друг другу, подсчитывали урожай, взыскивали долги, обменивались шутками и писали наставления по домашнему хозяйству. И это притом, что в это же самое время король Франции был безграмотен и ставил крестик вместо подписи!

Так вот. Такая же кукушечная петрушка приключилась и с ведическим праздником, который сейчас называется Масленицей . Вполне возможно, что под видом Масленицы нам скрытно навязали празднование еврейского , ежегодно напоминающего всем о безпрецедентном, кровавом злодеянии евреев, подло вырезавших 2400 лет назад персидскую элиту, которая не сделала им ничего плохого! (В Библии об этом повествуется в книге Эсфирь).

Христианская церковь «признала» неискоренимый из памяти народной ведический праздник, но обозвала по-своему, перенесла его празднование на неделю, предшествующую Великому Посту (как раз на время празднования Пурима), и теперь под разными названиями Пурим «празднуется» во многих странах мира ничего не подозревающими людьми. Подтверждением этого служит дата этого праздника, которая почему-то оказалась «плавающей» , зависящей от даты «плавающей» же христианской , которая, в свою очередь, рассчитывается по лунному календарю. Так что не только у правоверных христиан их бог ежегодно умирает в разные дни, но и по их милости весну мы встречаем тоже в разные дни и даже, бывает, в разные месяцы .

Чтобы понадёжней закрепить «новинку» в народной памяти, к делу празднования Масленицы подключились и светские власти. В начале XVIII века Пётр I, вернее, лже-Пётр (о подмене Петра I см. замечательный фильм Александра Атакина ), желая во всём походить на «просвещённую» Европу, издал указ, по которому Масленица праздновалась на европейский манер по типу карнавалов с весёлыми карнавальными шествиями ряженых, кривляниями шутов, обильными пьянками и гулянками. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».

Так какой же древний ведический праздник был исковеркан на этот раз?

Праздник этот назывался Комоедица . Он всегда отмечался в день – 21 марта по современному календарю, после которого день становится длиннее ночи, и пробуждается природа. Это праздник также имел и функциональное значение. Он был необходим, чтобы взбодрить и укрепить силы людей после долгой и холодной, а часто и полуголодной, зимы весельем и обильной едой перед началом напряжённых земледельческих работ, которые продолжались всё тёплое время года. Торжественный праздник встречи весны длился 2 недели – за неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. И сразу за ним начинался тяжёлый интенсивный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жильё, запастись топливом и т.д., в общем, «приготовить сани летом».

Помимо главного смысла священного праздника – встречи весны и перехода к земледельческим работам, – в этот день почитался славянский Медвежий бог: хозяину леса приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда русская пословица «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне». Комам , а не комом, как нас приучили говорить, то есть священным животным – . Отсюда и название праздника – Комоедица .

Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь – ведающий мёд, бер – отсюда берлога (логово бера) и ком . Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Кроме того, малиновый сок очень часто в народе называли – медвежьей кровью. Старинное название этого растения упоминается в «Славно-Арийских Ведах» – древнейшем источнике информации о прошлом нашего народа.

  • Растение каждое рядом с Источником
  • Свойства меняло и рост изначальный.
  • Грибы поднимались в аршин над землёю,
  • Но каменной плотью они наделялись.
  • Ковыль-трава поднималась до пяди,
  • А ягоды комы взросли, как деревья…

Мы – русские люди. Мы – русы . И мы должны знать и чтить свои праздники, и праздновать их так, как праздновали их наши предки, и в то время, как требует наш обычай. Нравится кому-то праздновать «святые» даты Смерти, как то – «усекновения голов», «положения во гроб», «воздвижения креста» – орудия казни, это их дело. Нравится кому-то молиться чёрным богам и демонам смерти – это тоже их дело.

Наше же дело и наше право – быть людьми разумными и праздновать Свет и Жизнь !

Елена Любимова, 24.02.2012

В день весеннего равноденствия у славян праздник Комоедица. Это праздник весны. День, когда заканчивается зима, и природа начинает оживать. Дата празднования Комоедицы - 20 марта . По поверьям после зимнего солнцестояния родилось молодое солнце Коляда, и после зимы Солнце подрастает и набирается сил, подходя к новому празднику окрепшим Ярилой . Который прогонит Зиму и даст начало Весне.

Почему 20 Марта? Этот день выбран не случайно по очень просто причине. Именно 20 марта является днем Весеннего равноденствия :

«В момент равноденствия центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор»

А так как Солнце располагается на экваторе, поэтому по всей Земле день и ночь равны . Весеннее и осеннее равноденствие являются астрономическим началом времен годов. И с научной точки зрения именно дни равноденствий являются переходными моментами от одного времени года к другому. У нас же Переход от Зимы к Весне и от Осени к Зиме отличаются. 12 месяцев просто разделили поровну между четырьмя временами года, что с научной очки зрения не совсем верно. А наши предки знали законы природы, поэтому придавали, в том числе дню Весеннего равноденствия , особое значение. Само празднование Комоедицы осуществляется на протяжении двух недель . За неделю до дня Весеннего равноденствия и неделю после.

Почему праздник весеннего равноденствия у славян назывался Комоедица?

"Первый блин комам, второй блин знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый мне"

Пословица малоизвестная в полном варианте. Но первую фразу "Первый блин комом" знает каждый. И применение этой фразы имеет в настоящее время отрицательное значение. Хотя изначальный смысл не имеет никакого отношение к плохо запеченному блину. "Комы" - это медведи. А именно медведя славяне считали царём леса. "Комы" одни из основных символов праздника. Поэтому праздник и называется в их честь. Ведь именно медведи символ прихода весны. Все же знают, что всю зиму медведи спят, а весной просыпаются. И первый блин по пословице как раз и предназначался медведям в качестве подношения и уважения к правителю лесов. Тем самым славяне зазывали приход весны. Иногда такие блины для медведей так и называли - комы (обрядовые хлебцы, сделанные из овса, гороха и ячменя). Пекли их самые старшие женщины в Роду, а затем относили в лес для Медведя. Мужчины тем временем строили крепость, и подготавливали место для игрищ.

Не думаем, что многие удивятся, когда услышат, что блин - это символ Солнца . Ведь всем своим видом он говорит об этом окружающим. Поэтому блины - это основное блюдо праздника Комоедица. Помимо блинов можно отметить печенье в виде жаворонков . Они тоже были неотъемлемой частью празднества. "Жаворонков" подбрасывали как можно выше и зазывали весну, приговаривая:

"Жаворонки-Жаворонушки, прилетайте из дальней сторонушки. Приносите Весну красную, уносите Зиму стуженую! Гой!"

Взятие крепости и сожжение Марены

Основным действом праздника Комоедица является взятие крепости, захват Чучела и её сожжение. В первую очередь хотелось бы отметить, что под Чучелом подразумевается Марена-Зима, после сожжения которой в мир приходит Весна, а с ней и расцвет Земли-Матушки. Изготавливали её только девушки, наряжая в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых . Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры (стенка на стенку, перетягивание каната и т. д.). И так, как же проходила "главная игра" Комоедицы? Находясь в Крепости, Марена была под защитой своих слуг (девушек, ряженых в "хари" (обрядные маски)). За Весну же в этой битве борются парни - "Слуги Ярилы" , задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости происходит в 3 захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевает отвоевывание одного из миров (Явь, Навь и Правь). После третьего захода Воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего Чучело сжигалось. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и все плохое.

Христианизация праздника. Масленица-Комоедица

После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица" . И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе... Дню Весеннего равноденствия . Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе . И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году - феврале. Но в людях начинает преобладать здравый смысл и с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: В День Весеннего Равноденствия!



Лучшие статьи по теме