Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Редакторы
  • Картотека игр для застенчивых детей дошкольного возраста. Игры с застенчивыми детьми. Коррекционные игры с агрессивными детьми

Картотека игр для застенчивых детей дошкольного возраста. Игры с застенчивыми детьми. Коррекционные игры с агрессивными детьми

Елена Елькина
Работа с застенчивым ребенком

1. Пояснительная записка.

2. Характеристика ребенка.

3. Задачи индивидуального сопровождения.

4. Способы, средства, методы индивидуального сопровождения.

5. План реализации поставленных задач.

6. Отчет о проделанной работе.

7. Приложение

Пояснительная записка

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Характеристика застенчивого ребенка (описание проблемы)

А…. возраст 4,5 года.

Единственный ребенок в семье, семья полная, благополучная. В детский сад поступила в возрасте 2,6 г., адаптация была тяжелой – девочка очень привязана к маме, тяжело переносила расставание с ней, чувствовалась гиперопека со стороны мамы, плохо шла на контакт со взрослыми, а с детьми в контакт не вступала, очень часто болела.

В настоящий момент девочка по приходу в детский сад тоже тяжело расстается с матерью, предпочитает общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении.

А…. – застенчивая девочка. С детьми в игровое взаимодействие старается не вступать.

На занятиях - усидчива, внимательно слушает воспитателей, но избегает отвечать на заданный вопрос, опускает глаза в пол, отвечает только после личного обращения к ней – мешает чрезмерная застенчивость.

Любит собирать пазлы, мозайку, играть с игрушкой принесенной с собой из дома.

Воспитатель: Елькина Е. Г

Задачи индивидуального сопровождения

Изучить индивидуальные особенности развития ребенка в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Создать для ребенка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Помочь ребёнку повысить уверенность в себе и своих силах;

Развивать язык жестов, мимики, речи как средства общения;

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе.

Предполагаемый результат:

Позитивное отношение к себе и другим;

Развитие уверенности в себе;

Умение конструктивно выстраивать коммуникацию;

Развитие творческого потенциала ребенка.

, средства, методы индивидуального сопровождения.

Проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

Постановка спектаклей;

Рисование (изотерапия) - (эффективное средство для снижения тревожности, сам процесс рисования оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. Ребенок испытывает радость творчества и преодолевает трудности);

Использование элементов сказкотерапии (с помощью сказки решаются многие проблемы, она помогает найти выход из той или иной ситуации. Сказка является средством в постижение ребенком мира - как внешнего, так и внутреннего. Сказки разговаривают с детьми на эмоционально насыщенном, близком им языке, без прямого наставления, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Игротерапия – в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. С помощью игры можно помочь ребенку адаптироваться в окружающей жизни, установить отношения с другими детьми.

План реализации поставленных задач.

1. Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений (игротерапия, сказотерапия).

2. Обучение детей устанавливать контакт (коллективные игры, проигрывание ситуаций, рисование).

3. Развитие эмоционального мира ребенка (игротерапия, психогимнастика, релаксация).

4. Творческое применение коммуникативных умений (изотерапия, творческие игры, свободное общение со сверстниками)

Отчет о проделанной работе.

По моей просьбе психолог провела наблюдение за А…. Вместе с психологом мы подобрали методы и приемы по работе с девочкой. Психолог побеседовала с родителями девочки о их проблеме, разработала рекомендации. С моей стороны работа ведется не только в образовательном процессе, но и в свободной деятельности, на прогулке.

Стараюсь постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах. Говорю ей: «Ты молодец! У тебя все получилось! Ты смогла это сделать!». Положительная оценка, данная мной закрепляет уверенность в себе А. Привлекаю ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением. Предлагаю работать в паре с тем, кому она доверяет. Например: «Помогите мне разложить листы бумаги и карандаши для работы. Кто и что будет делать, решите сами» или же перед прогулкой даю поручение ребенку «Помоги, пожалуйста, Вике завязать шарфик, ей самой это очень неудобно». Важно показать ребенку, что ты тоже нуждаешься в помощи с его стороны.

Мной также были даны рекомендации, расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок – предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий. Важно не показывать своё беспокойство и желание сделать все за него.

Главное, чтобы работа была планомерной. Ребенок станет более комфортно чувствовать себя со сверстниками и взрослыми, легче адаптироваться в новом коллективе, ощущать себя увереннее.

В процессе системного, комплексного подхода к сопровождению развития ребёнка, организованного взаимодействия со сверстниками, у А… нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры, коллективные работы, участие в подвижных играх помогают А… самореализоваться, самораскрыться. На данном этапе работа с ребенком продолжается, в работу включены все специалисты ДОУ.

Приложение

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п.

Игра «Кто это?»

Воспитатель предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев.

Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

Игра «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учить ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка».

Когда игроков несколько, я ввожу элемент соревновательности. Оцениваю выступления и награждаю победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Моя задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

Подвижная игра «Самолеты».

Воспитатель говорит:

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Игра «Улиточка».

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка». Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза. Ребенок, на которого указал воспитатель, изменяя голос, произносит:

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

Упражнение «Закончи предложение».

Дети поочередно заканчивают следующие предложения:

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

Игра «Незнайка».

Воспитатель говорит:

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы:

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Застенчивость

Застенчивость - это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых.
Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит).
Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причин проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.
Вспомните, как, буквально с первых дней после рождения, Вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет и вот, когда он ведет себя "неправильно", Вы намеренно пугаете его (придет злой дядя и заберет, язык отсохнет, отдам в дет. дом и так далее), чтобы добиться нужного Вам поведения. Всеми способами культивируете (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он – "тупица", "урод", "неумеха", "совсем без рук", "все делает не так", "намного хуже других детей"... Вы, конечно, на задумывались о последствиях, желая добиться немедленного результата. Если у ребенка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он научится "бороться" с Вами, станет агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша характер мягкий (темперамент меланхолика), он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, "добились своего", ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.
Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой "обычный". Дети у таких родителей посещают сразу 3-4 секции, при этом учатся в гимназии, дома практически не бывают. Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончится? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и... делает превый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.
Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.
Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам "нормальная" застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не "заставляют" ребенка быть застенчивым, иногда навязывая ему эту "роль", не закрепляют нормальную возрастную застенчивость в постоянную черту характера своим поведением.

Пример из жизни.
На площадке гуляют бабушка и внучка Катя 2,5 лет. У Кати с собой много игрушек. Они встречаются с другой девочкой (такого же возраста, как Катя), которая гуляет с мамой. Девочки хорошо знают друг друга, но Катя сначала прячется за бабушку. Мама девочки начинает говорить с Катюшей: "Какие у тебя красивые игрушки! Что это? Кукла? А как ее зовут?" Катя хочет ответить, но ее опережает бабушка, которая подробно отвечает на вопросы, адресованные внучке. Девочка стоит рядом, молча качая головой в знак согласия. После девочки хотят поменяться игрушками, бабушка отдает игрушки с молчаливого согласия Кати. Позже, когда девочки уже играют вместе, бабушка, как бы оправдываясь, довольно громко говорит: "Она у нас вся в папу, такая же заторможенная, да еще и говорит плохо".
Как Вы думаете, права ли бабушка?

Как помочь застенчивому ребенку?
Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).

Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми (см. статью "Самооценка").

Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.

Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.

Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), одеть носки и еще многое другое.

Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.

Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.

Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.

Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Рисунок "Какой я есть и каким бы я хотел быть"
Ребенку предлагается дважды нарисовать себя На первом рисунке - таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хочет быть. Далее Вы смотрите на рисунки и сравниваете их. Различия между рисунками отражают самооценку ребенка.
В рисунках некоторых детей наблюдается совпадение между "реальным и "идеальным" Я. У таких детей несколько завышенная самооценка.
В рисунках других детей наблюдается расхождение, но оно небольшое, у них самооценка адекватная (см. статью "Самооценка").
Дети с заниженной самооценкой рисуют себя одним цветом, часто темным, маленького размера, рисунок неаккуратный. А при рисовании идеального Я используется большое количество цветов, яркая одежда...
После рисования полезно обсудить с ребенком, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

"Разыгрывание ситуаций"
Для разыгрывания и обсуждения можно предложить ситуации, наиболее сложные для ребенка:
Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми...
Ты пошел в магазин...
Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать...
Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки...

Игра "Торт" (с 4-х лет)
Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник - мука. Другой - сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек", описывая его. Торт очень красив!
Следите за выражением лица "торта", оно должно быть довольным, смеяться тоже можно. Вместо торта можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот...

"Зеркало"
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать

МАМА ЗАБОЛЕЛА

И действительно, после той истории Слоненок долго не ходил на речку. Воду для обеда и ужина приносила мама, а он сидел в своей комнате и... (придумать, чем занимался Слоненок.) Конечно, он старался не подавать виду, что ему скучно, но на самом деле ужасно скучал.

И вот однажды мама уколола ногу острым сучком (показать это), и нога у нее распухла.

Пришел Доктор (пусть ребенок сам выберет игрушку и изобразит Доктора).

Он осмотрел больную ногу и сказал:
- Мда, уважаемая, неважные у вас дела. Ногу надо поберечь. По дому вы еще кое-как передвигаться можете, но за порог - ни шагу! Иначе начнется воспаление, а это, знаете ли, чревато больницей.

Слоненок не знал, что такое "чревато", но слово "больница" подсказало ему, что ничего особо хорошего ждать не приходится.

Не надо класть маму в больницу! - взмолился он. - Я послежу, чтобы она поменьше ходила по дому.
- А кто же хозяйство будет вести, обед готовить? - спросила мама.
- Ты ведь говорила, что я большой и должен тебе помогать, - сказал Слоненок. - Вот я и буду все делать сам.
- Но какой обед без воды? - вздохнула Слониха. - Кто будет ходить с ведрами на речку? Папе некогда, а я не могу...
- Ну, это не беда! - рассмеялся Доктор. - Ваш сын - настоящий богатырь! Для него ведро все равно что наперсток.
- Да, но на речке... - пробормотал Слоненок.
- Это верно, на речке очень весело, - перебил его Доктор. - Я даже боюсь, что ты позабудешь, зачем туда пришел.
Заиграешься - и позабудешь.
- Нет, - помотал головой Слоненок. - Не заиграюсь.
- Вот и хорошо, - похвалил ничего не подозревавший Доктор. - В таком случае с больницей мы пока, пожалуй, подождем. Может, нога и дома заживет.

Доктор ушел, а Слоненок погрузился в задумчивость. (О чем он думал? Какие это были мысли: веселые или невеселые?
Почему?)

ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА

В тот вечер Слоненок, утомленный своими мыслями и переживаниями из-за мамы, уснул очень быстро. А Слониха и Слон еще долго о чем-то разговаривали.

Ой, не знаю... По-твоему, стоит попробовать?- вздыхала Слониха.
- Отчего же не стоит? Стоит, - убеждал ее Слон.
- А если он догадается?.. - Слониха опасливо покосилась на кроватку, в которой спал их сынишка.
- Не догадается,- взмахнул хоботом Слон. - У меня есть план...

Утром Слоненку долго не хотелось вставать. Так всегда бывает, когда тебя ждет что-то не очень приятное. Но когда часы пробили десять ударов, он понял, что тянуть больше нельзя. Нельзя же завтракать в ужин! А для того, чтобы приготовить завтрак, нужна вода. А за водой нужно идти на речку... Подумав об этом, Слоненок стал мрачнее тучи. (Попросите ребенка показать это лицом.)

Но - делать нечего! Взял он ведра и направился к водопою.
Путь к реке лежал мимо густых зарослей. И вот когда Слоненок шел по узкой тропинке, вдруг откуда-то - то ли из-за высоких кустов, то ли с неба - раздался голос:
- Почему ты невесел, Слоненок?

Слоненок огляделся. Никого. Голос показался ему немного знакомым, но Слоненок не успел сообразить, где он его слышал, потому что Голос снова спросил:
- Ты стесняешься идти к реке, да?
- Да, - вздохнул Слоненок.
- Наверное, ты кажешься себе каким-то не таким? - участливо поинтересовался Голос.

И - странное дело! Слоненок никому - ни папе, ни маме - не говорил про свою обиду, а тут его вдруг словно прорвало.
- Эта противная Мартышка... Она сказала: "Носатик", - воскликнул он.- И правда, ни у кого нет таких огромного носа. У всех зверей нос короче, чем хвост, а у меня наоборот.
Ну, зачем, скажите, зачем мне такой длинный нос? И уши у меня огромные, и ноги неуклюжие! Я урод! Жалкий урод! Чучело гороховое!

В ответ раздался тихий вздох, и из-за кустов вылетела шляпа. Вылетела - и упала на землю прямо у ног Слоненка.
- Эта шляпа не простая, а волшебная, - сказал Голос.
- Шапка-невидимка? - ахнул Слоненок.
- Нет, не совсем. Но как только ты ее наденешь, ты перестанешь стесняться. Тебе все будет нипочем. Слышишь?

Слоненок немного постоял в нерешительности, а потом поднял шапку с земли и нахлобучил на голову, надвинув на самые глаза. (Это тоже один из способов скрыть лицо, к которому порой прибегают сверхзастенчивые дети. Американский психолог Ф.Зимбардо рассказывает, что его крайне стеснительный брат целый год носил в детском саду колпак с прорезями для глаз, сделанный из бумажного пакета, и называл себя Человеком-Невидимкой. Мы с И.Я.Медведевой тоже встречались с подобными случаями. Только, отдавая дань современной моде, эти дети носили не колпаки, а вязаные шапочки, закрывавшие нос и рот. И говорили, что они ниндзи .)

Спасибо, - пробормотал он, обращаясь к кустам - он ведь был очень вежливым Слоненком - и двинулся дальше.
- Привет, Носатик! - крикнула Мартышка, когда Слоненок появился на берегу реки. - Что-то тебя давно не было видно?

Услышав прозвище "Носатик", Слоненок съежился (попросите ребенка показать это и куклой, и самому), но потом вспомнил, что на голове у него волшебная шапка, которая делает его неуязвимым для насмешек, и спокойно ответил:- Привет, Мартышка!

Мартышка захихикала, качаясь на лиане. Раньше Слоненок подумал бы, что она смеется над ним, но теперь... (Попросите ребенка додумать мысли Слоненка. Если он будет затрудняться, предположите, что Мартышка смеялась от радости или - да-да, как это ни удивительно! - тоже от смущения. Скажите, что и люди нередко начинают от смущения хихикать и кривляться. Приведите примеры из жизни.)

Пока она хихикала и думала, что сказать, Слоненок набрал воды и пошел домой. (Спросите у ребенка, в каком настроении был Слоненок, и попросите показать это мимикой).

ЗАЧЕМ СЛОНУ ДЛИННЫЙ НОС

Наутро Слоненок уже спокойно взял ведро и пошел на речку. Разумеется, не забыв прихватить с собой и волшебную шапку.
Зверюшки играли в салочки и не заметили его появления.

Раньше Слоненок был бы этому только рад, а теперь ему стало даже немножко обидно. Правда, поздороваться первым он пока не решался, но зато, набрав воды, уже не побежал сломя голову домой, а стоял на берегу, с любопытством наблюдая за зверьками.

Наконец Мартышка, спасаясь от догонявшегося ее Лисенка, запрыгнула на дерево, которое нависало над рекой, и, посмотрев по сторонам, заметила Слоненка.

Носатик пришел! - заверещала она. - Смотрите, смотрите! Носатик, привет! Эй, гляди! Ты так можешь?

Мартышка принялась корчить забавные рожицы и перекувыркнулась через голову, но не успела зацепиться за ветку и... улетела на середину реки.

Ой! Спасите! Тону! - закричала она.

Мартышка беспомощно барахталась в воде, силы ее иссякали. Звери растерянно метались по берегу.

Не растерялся только один Слоненок. Он потянулся к Мартышке хоботом и вынул ее из реки. Никто и опомниться не успел, а она уже лежала на песке и отфыркивалась, выплевывая воду.

Зверюшки на радостях водили вокруг Слоненка хоровод, а Мартышка, отдышавшись, заявила:
- Как здорово, Носатик, что ты есть на свете!
И чмокнула его в кончик хобота.
- Ну как, сынок? - раздался за спиной Слоненка знакомый голос. - Теперь ты понимаешь, зачем тебе длинный-предлинный нос?

Слоненок оглянулся и увидел папу Слона.
- Так это был ты? - растерянно пролепетал он.

Папа улыбнулся и, не отвечая ему, обратился к зверятам, собравшимся на берегу:
- А зачем еще может пригодиться длинный нос, малыши?
- Для игры в салочки! - крикнул... (пусть ребенок придумает кто). - Хобот - он ведь как лассо! В один миг всех переловишь.
- И водой из него можно поливаться, как из шланга! - добавил... (опять-таки предоставьте возможность выбора персонажа ребенку).
- А друзья могут качаться на этом носу, как на лиане! - заключила Мартышка и подтвердила свои слова делом.
(Пусть ребенок пофантазирует, как еще можно использовать длинный хобот).

РАССТАВАНИЕ С ВОЛШЕБНОЙ ШАПКОЙ

Когда папа и Слоненок вернулись домой и рассказали о случившемся маме Слонихе, она... (пусть ребенок сам придумает и покажет, как Слониха похвалила своего сына).

А на следующий день они втроем - ведь нога у Слонихи уже зажила - собрались на речку.

Слоненок по привычке потянулся за шапкой.
- Ты думаешь, она тебе еще нужна? - спросил отец.
Слоненок замер в нерешительности.
- Наверное, да...
- Ну, ладно. Тогда бери, - кивнул папа Слон.

Слоновья семья провела на берегу целый день. Родители загорали на солнышке и со счастливой улыбкой смотрели, как Слоненок резвился со своими друзьями. (Покажите это как можно подробней. ) Он, конечно, не мог бегать так резво, как тигрята, но зато катал всех зверей на спине, обмахивал их своими большими ушами, словно веером и утрамбовал песок, так что получилась удобная спортплощадка. А потом стал чемпионом по баскетболу, потому что никто лучше Слоненка не мог ловить мяч и забрасывать его в корзину! Звери были в восторге от своего нового друга.

Какой ты хороший! - говорили они. - Добрый, смелый, находчивый!
И Слоненок радостно смеялся в ответ (пусть малыш это покажет).

А по дороге домой, проходя мимо куста, из-за которого когда-то вылетела волшебная шапка. Слоненок остановился и поглядел на отца.

Вот, возьми, - он протянул шапку отцу. - Она мне больше не нужна. Спасибо!
- Ну, что ж, - отец повесил шапку на куст. - Пусть висит здесь. Может, еще кому-нибудь пригодится...
- Может быть... - задумчиво протянул Слоненок. - Но знаешь, по-моему, шапка - это не главное. По-моему, главное - это поверить в свои силы.

И он вприпрыжку побежал домой. А шапка превратилась в... (Пофантазируйте вместе с ребенком и постарайтесь, чтобы конец сказочного спектакля получился как можно более красочным. Финал всегда должен быть ударным, а когда имеешь дело с впечатлительными и неуверенными в себе детьми, это особенно важно.)

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, ПОРОЖДЕННЫХ ЗАСТЕНЧИВОСТЬЮ

Прорабатывая первые игры, вы, наверное, уже начали замечать некоторые положительные сдвиги в поведении своего ребенка. Постепенно он стал активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Истинно застенчивые дети, кстати сказать, легко соглашаются на игру в заданных рамках, не стремятся кардинально изменить сюжет и характер главного героя. Наоборот, они бывают счастливы, обнаружив в нем созвучие с собственным характером и собственными переживаниями. И радуются возможности побыть артистами. Их надо только постоянно подбадривать и хвалить. Упорное сопротивление и тем более, желание играть по своим правилам, а не по чужим правилам, свидетельствует о том, что застенчивость ребенка вторична. Главное же в его характере - претензии на лидерство. А часто и повышенная демонстративность (одно с другим тесно сцеплено).
Однако не спешите закрыть книгу. Вашему ребенку тоже не повредит раскрепоститься и приобрести полезные навыки общения.

Разумеется, не для всех детей в равной степени актуальны те или иные поведенческие трудности. Поэтому этот раздел не надо "пропахивать" целиком, а стоит выбрать те игры и упражнения, которые помогут вашему вполне конкретному ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребенком, это его невероятная скованность. Он напряжен, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребенка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему еще далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только еще больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не токвандо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Как и в любом другом деле.Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? - Начните с МИМИКИ и ЖЕСТОВ.

1."УГАДАЙ ЭМОЦИЮ" (для детей 4-10 лет)

Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане") с соответствующим сюжетом.

2."ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ" (для детей 5-10 лет)

Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости.

3."ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ" (для детей 4-10 лет)

Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребенок почти до самой школы остается невербальным существом. Т.е., он в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, "неподвижными" лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

4."ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ"(для детей 5-10 лет)

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5."ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ" (для детей 5-10 лет)

Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев.

Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

6."РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ" (вариант игры, предложенной М.И.Чистяковой) (для детей 4-10 лет)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь.

Бабушка: Ты где пропадал, озорник?
Внук жестами показывает, что он играл в футбол.

Бабушка: Ну и как настроение?
Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично.
Бабушка: А почему ты хромаешь?
Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.

Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал?
Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.

Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится.

7."ЧЕРЕЗ СТЕКЛО" (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет)

Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.
Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов.
Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.

8."РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА" (упражнение, предложенное В.Леви;годится для детей 7-10 лет)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,
- глубокий старик,
- пьяный,
- лев,
- горилла,
- артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше).


© Все права защищены

#дети #мама #развитие_детей Все детки разные: есть очень общительные малыши, а есть довольно скованные и напряженные. Если второй вариант – это про вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с детской застенчивостью. Предложенный список раскрепощающих игр поможет вашему малышу преодолеть застенчивость. Застенчивость у ребенка заметна с раннего возраста. Уже к 2 годам малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, беспричинно избегая людей. Кроме поведенческого аспекта, застенчивых детей отличает повышенная утомляемость. Физическая активность излишне стеснительного ребенка, к сожалению, очень низка, чего не скажешь о его мыслительной деятельности. Его внутренний мир богат и насыщен. А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить эмоции. Полученная информация не находит ни словесного, ни образного выражения, что негативно сказывается на ребенке. В результате он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение, что в дальнейшем приводит к еще большей замкнутости. Застенчивость в столь юном возрасте присуща и девочкам, и мальчикам. Считается, что мальчик - будущий мужчина, которому совсем незачем краснеть по пустякам и стесняться чего бы то ни было. Застенчивость юной леди расценивается скорее как достоинство, чем как недостаток. Поэтому чаще всего за помощью к специалистам обращаются родители именно мальчиков, хотя застенчивость девочек не менее опасна для нормального развития. Преодоление застенчивости у детей практически любого возраста наиболее легко и эффективно происходит в игровой форме. Рассмотрим несколько таких игр (из книги Шишовой Т. "Застенчивый невидимка"). 1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет) Тут чуть ли не важнее всего правильно мотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом. 2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет) Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие. Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае - психокоррекция, а не установление справедливости. 3.«ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10лет) Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. Пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей. 4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет) Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами. 5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет) Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например: - Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше). - Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет. - Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами). - Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю). 6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» (вариант игры, предложенной М.И. Чистяковой) (для детей 4-10 лет) Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии. Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры: Бабушка открывает внуку дверь. Бабушка: Ты где пропадал, озорник? Внук жестами показывает, что он играл в футбол. Бабушка: Ну и как настроение? Внук поднимает большой палец кверху - дескать, отлично. Бабушка: А почему ты хромаешь? Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания. Бабушка: Нет, все-таки... Ты что, упал? Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду. Самый простой прием для создания комических ситуаций - это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребенок расслабится и раскрепостится. 7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО» (игра, предложенная Н.Кухтиной; подходит для детей 6-10 лет) Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «пойдем купаться, вода сегодня теплая», «принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность. 8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА» (упражнение, предложенное В.Леви; годится для детей 7-10 лет) Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как: - малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги, - глубокий старик, - пьяный, - лев, - горилла, - артист на сцене. Петровская Наталия Владимировна

Чабин Андрей
Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Задачи :

преодоление застенчивости , замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Игра «Незнайка» .

Психолог говорит :

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы :

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Игра «Змейка»

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия :

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

обогнуть воображаемое озеро и т. д.

Игра повторяется.

Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это «голова дракона» , последний - «кончик хвоста» . Первый играющий (водящий) пытается схватить последнего - «дракон ловит свой хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост» , водящий меняется, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Этюд «Два клоуна» .

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд :

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и громко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Упражнение «Разыгрываем сказку» .

Психолог делит детей на две команды и предлагает каждой команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки (фрагмент мультфильма) .

Команды проводят репетицию, а затем поочередно показывают пантомимические сценки. Следя за выступлением «артистов» , «зрители» (участники другой команды) должны догадаться, какая сказка (какой мультфильм) разыгрывается и кто какую роль исполняет.

Игра «Веселый мячик»

Психолог включает аудиозапись любой танцевальной мелодии. Дети встают в круг и передают мяч друг другу со словами : «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Этюд «Встреча с другом»

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следующий этюд : «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

Упражнение «Угадай эмоцию »

Психолог дает каждому ребенку набор карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие) и говорит :

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог предлагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

Беседа «Способы повышения настроения» .

Психолог предлагает детям обсудить, как можно улучшить свое настроение.

При возникновении затруднений психолог подсказывает способы повышения настроения (подумать о чем-нибудь приятном, послушать любимую сказку, потанцевать под музыку и т. д.).

Упражнение «Рисуем свое настроение» .

Психолог раздает детям листы бумаги, цветные карандаши (краски) и предлагает нарисовать свое настроение.

После выполнения задания с каждым из детей проводится индивидуальная беседа по рисунку.

Беседа «Как можно научиться общаться без слов»

Психолог предлагает детям обсудить. следующие вопросы :

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние ?

Упражнение «Иностранец»

Психолог говорит :

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

Упражнение «Через стекло»

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации :

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф , а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

Упражнение «Связующая нить»

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит :

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог , удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается .

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу , участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Упражнение «Закончи предложение»

Психолог предлагает детям поочередно закончить следующие предложения :

Я смогу.

Упражнение «Самолет» .

Психолог говорит :

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Если вы когда-нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы летите вперед и вверх!»

Игра «Лети, лети, лепесток» .

Психолог дает каждому ребенку бумажный лепесток.

Детям предлагается загадать желание, запомнить цвет своего лепестка и опустить его в коробку. После того как собраны все лепестки, психолог начинает доставать их по одному из коробки. Тот, кому принадлежит лепесток, подкидывает его и произносит слова :

«Лети, лети, лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!»

Рассказав рифмовку ребенок называет свое желание. В конце упражнения рекомендуется обсудить, какие желания понравились большинству

детей и почему.

Упражнение «Зеркало»

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала» - повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями. После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает : «Кем больше понравилось быть - ребенком или зеркалом? Почему?»

Игра «Путешествие» .

Психолог приглашает детей отправиться в воображаемое путешествие. Дети по инструкции психолога имитируют различные движения и разыгрывают мини-ситуации : изображают деревья в лесу, зайчиков, убегающих от лисы, путешественников, плывущих на лодке, взбирающихся на вершину горы, переходящих горный ручей по узкому мостику, и т. п.

Игра «Улиточка» .

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка» .

Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза.

Игрок, на которого указал психолог , изменяя голос, произносит :

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

в роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Беседа «Наши имена» .

Психолог предлагает детям поговорить об именах. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы :

1. Нравятся ли вам свои имена? Почему?

2. Если бы вам предложили выбрать себе новые имена, вы бы согласились? Почему?

Беседа «Наши имена» .

Упражнение «Разыгрывание ситуаций» .

Психолог предлагает детям разыграть следующие ситуации :

В группе появился новый мальчик (девочка, и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

Выбор ситуаций для разыгрывания определяется ходом предыдущей беседы.

Упражнение «Закончи предложение» .

Дети поочередно заканчивают следующие предложения :

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.



Лучшие статьи по теме