Ольмеки


«Борец», статуэтка ольмекской эпохи, 1400–400 до н. э.

Ольме́ки — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках. Название дано условно, по одному из небольших племен, живших на указанной ниже территории[1]. Создатели первой «крупной» цивилизации в Мексике, которая была наследницей культур, последовательно развивавшихся в Соконуско (на юго-западе мексиканского штата Чьяпас)[2]. Ольмеки обитали в тропических долинах южной и центральной Мексики на территории современных штатов Веракрус и Табаско. Возможно, родственны создателям культуры Мокая из Соконуско и носителям языков михе-соке.

Цивилизация ольмеков процветала в течение периода становления Мезоамерики примерно с 1500 до н. э. до 400 до н. э. Доольмекская культура существовала примерно с 2500 до н. э. по 1600-1500 до н. э. Ранние формы культуры ольмеков появились в районе Сан-Лоренсо-Теночтитлана неподалёку от побережья океана в юго-восточной части современного мексиканского штата Веракрус[3]. Во многих отношениях эта мезоамериканская цивилизация стала пионерской, повлияв на все последующие[4]. Например, ольмеки первыми ввели практику ритуального кровопролития и игру в мяч.

О цивилизации ольмеков стало известно в конце XIX — начале XX века, когда собиратели артефактов доколумбовой эпохи обнаружили на рынке казавшиеся необычными изделия. Сегодня ольмеки известны широкой публике прежде всего своими произведениями искусства, особенно гигантскими головами[5].

Название «ольмек» происходит от астекского слова Ōlmēcatl /oːlˈmeːkat͡ɬ/ (единственное число) или Ōlmēcah /oːlˈmeːkaʔ/ (множественное число). Это слово состоит из двух корней: ōlli /ˈoːlːi/ со значением «резина, каучук» и mēcatl /ˈmeːkat͡ɬ/ со значением «канат, верёвка», и таким образом слово означает «резиновая нить или линия»[6][7].

Ацтекские мудрецы говорили испанскому монаху Саагуну: Давным-давно, во времена, которые уже никто не помнит, появился в этих краях один могучий народ… Долго бродили до того люди в поисках земли обетованной… Сначала в большом числе они прибыли на своих ладьях к северному берегу. И место, где они бросили свои лодки, называется Панутла [совр. город на побережью Мексиканского залива, в северной части штата Веракрус]. Тотчас же двинулись они по краю вод… Они шли не по своей воле. Их вели жрецы, сам Бог указывал им дорогу… Наконец, добрались они до местности Тамоанчан и основали там своё царство.

Именно их стараниями, говорит легенда, были заложены основы той блестящей цивилизации, влияние которой испытывали на себе все другие великие народы доколумбовской Мексики: тольтеки, ацтеки, сапотеки и майя.

Вся дневнемексиканские цивилизации обязаны наследию древних ольмеков — от письменности и календаря, до шоколада и игры в мяч. Вероятно, в это наследие входят и распространенные в индейских культурах Центральной Америки человеческие жертвоприношения, как часть культа Солнца.

основные ольмекские памятники — Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес. Самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу 3 тысячелетия до н.э. (Д.Д. Беляев)

Как не странно, посмотрите внимательно, что они держут в руках – ольмекский барельеф и ассирийский/вавилонский барельеф. Сходство на одно лицо! Одна и та же сумочка.

И тут я подумла – а не знаменитые ли это МЕ?

Удлиненные черепа в альмекской культуре:

Эпиольмекское письмо (-2000)?

Ольмекские письмена были обнаружены в каменоломне близ деревни Каскахаль («Место, где есть щебень») в штате Веракрус. В 1999 году рабочие обнаружили здесь осколки керамических изделий и глиняные статуэтки. Вскоре на том же участке каменоломни археологами была найдена плита, покрытая древними иероглифами. «Панель из Каскахаля» напоминает вырезанный из камня лист формата А4, только заметно толще (6 х 21 х 13 см) и массой около 12 килограммов. Этот древнейший памятник письменности на территории Америки датируется примерно 900 годом до новой эры.

Среди изображений, нанесенных на «камень из Каскахаля», есть подобия рыб, насекомых, початков маиса. Всего здесь 62 знака, причем некоторые повторяются не один раз. По всем внешним признакам данный набор символов соответствует письменному тексту. Все значки четко отделены друг от друга и расположены в виде отдельных горизонтальных строк. Ясно угадывается деление значков на различные группы, состоящие из нескольких символов каждая. Несколько раз определенная последовательность символов повторяется. По мнению лингвистов, это может свидетельствовать о том, что мы имеем дело со стихотворным произведением, где имеются рефрены отдельных строк.

Любопытно, что поверхность этой каменной плиты – вогнутая: прежний текст, очевидно, соскабливали, а затем на очищенной поверхности вырезали новые знаки.

Знаки похожи на хеттские — и по стилю по форме.

Кроме эпиольмекского письма, в Восточной Мезоамерике можно, по-видимому, выделить две письменных традиции в рамках культуры майя — письменность горной Гватемалы, представленную в Каминальхуйу, и письменность низменностей, примером которой является обнаруженные недавно росписи в Сан-Бартоло.

Эпиольмекские иероглифы до сих пор остаются недешифрованными.

Night

Доколумбовы цивилизации Америки