Сапотеки


Сапотексткая цивилизация — одна из древнейших цивилизаций доколумбовой Мезоамерики, существовавшая со II по IX века.

Первым свидетельством о человеческой деятельности (хозяйственной) предков сапотеков являются найденные в долине Оахака всяческие бутыли сделанные из тыкв, датируемые между 7400 и 6700 гг. до н.э. В период между 7000 и 5000 гг. до н.э. появляются первые земледельческие культуры, в частности были найдены окультивированные зёрна кукурузы (маиса), длина початка которых достигал 2,5 сантиметров.

Сапотеки — индейский народ в Мексике. Расселены в штате Оахака и в некоторых районах штатов ЧьяпасГеррероВеракрус. Численность — около 450 тыс. человек. По религии формально — католики, но сохраняют традиционные верования. Сапотеки не имеют единого этнического самосознания, метисированы, издавна имели контакты с народами михесокехуавечонталь, испытали их влияние.

Сапотекский язык и сейчас существует в Мексике и входит в отомангскую (отоми-миштеко-сапотекскую) семью америндских (индейских) языков. Отоми (самоназвание ‘ниан ниу’, ‘ньюхью’) — древнейшее население Центральной Мексики (потомки исторических чичимеков). Отомангские языки отличаются высокой частотной встречаемостью ларингалов (h, ʔ), которые иногда считают элементами слоговой просодики. Отмечено три смыслоразличительных тона. Отомангские языки пытались отнести к олигосинтетическим, однако это гипотеза пока не находит подтверждения.

В период расцвела цивилизации широко использовались научные достижения жрецов, хранивших и передающих свой опыт из поколения в поколение, наследовавшие многие практические знания от жрецов ольмекских цивилизаций.  Археологи считают, что зачатки письменности были ещё у ольмеков. Но расцвела  письменность только в  период расцвета Сапотекской цивилизации Монте-Альбана.

Изготавливались фигурная и расписная керамика, лощеные чаши из серой глины с графированным или резным орнаментом. Сапотеки имели свою письменность (с 600-400 гг до н э), пользовались мезоамериканской системой счета и календарем, практиковали трепанации черепа, после которых люди продолжали жить.

Из богов сапотеков известны: Питао-Шоо, Косаана и Уичаана, Косихо-Питао («великий Косихо»), Питао-Кособи, Питао-Сих, Питао-Пихи, Питао-Шикала, Коки-лао, Сапотеки — индейский народ в Мексике. Расселены в штате Оахака и в некоторых районах штатов Чьяпас, Герреро,Веракрус. Численность — около 450 тыс. человек. По религии формально — католики, но сохраняют традиционные верования. Сапотеки не имеют единого этнического самосознания, метисированы, издавна имели контакты с народами михе,соке, хуаве, чонталь, испытали их влияние.

Монте-Альбано         

В древности у сапотеков существовала собственная сапотекская письменность (не дешифрована). В настоящее время сапотеки пользуются латиницей на основе испанской орфографии.

Сапотеки, служившие культурными посредниками между царством майя и империей тольтеков, изобрели собственное иероглифическое письмо, некоторые знаки которого разгадал мексиканский американист А. Касо. Возникнув из ольмекской иероглифики, сапотекское письмо развивалось обособленно. Письмо южномексиканских сапотеков (они обитали близ современного г. Оахака), наряду с ацтекским и майяским, одно из трех старейших мезоамериканских графических систем. Сапотеки, как и ацтеки, писали на оленьей коже либо на так называемой «ацтекской бумаге» из агавы.

Существует сапотекское иероглифическое письмо, сходное с письмом ольмеков и майя. Опубликовано более 50 текстов. Это надписи на каменных памятниках, победных стелах и в погребальных склепах.

Сапотекская иероглифическая письменность — самобытная система письма, возникшая задолго до прихода испанских конкистадоров на территории штата Оахака современной Мексики. Она не дешифрована, несмотря на 200-летнюю историю его изучения. Сапотеки являются создателями одной из самый древних культур не только Мезоамерики, но и всего Нового Света в целом. Первые сапотекские надписи происходят из Монте-Альбана и датируются 5-3 веками до н.э.

Общее колличество сапотекских надписей невелико – чуть более 600 текстов.

Для того, чтобы добиться сколько-нибудь надёжных результатов при изучении некой письменности необходимо рассматривать и изучать её как письменность. Лучшее определение письменности, которое мне известно, состоит в следующем: «письменностью называется совокупность определённого набора абстрактных символов и определённого свода правил их употребления, специально приспособленных для передачи сообщений на определённом языке». Сущность любой письменности во многом определяется языком, который она передаёт. Поэтому первый вопрос, на который должен быть получен ответ: «для передачи какого языка используется данная письменность?». До тех пор пока нет ответа на этот вопрос, фонетический анализ письменности остаётся практически невозможным. Если мы обратимся с подобным вопросом к работам, посвящённым сапотекской письменности, то увидим, что ситуация в данной области плачевна — единственным основанием для идентификации надписей как написанных на сапотекском языке, является их географическое распределение. Надписи обнаружены как раз в тех местах, где сегодня проживают сапотеки и где они проживали в момент прихода испанцев.

Не подлежит сомнению, однако, что язык надписей должен быть определён на основании внутренних данных текста — достаточно вспомнить, например, о различных языках линейных письменностей А и В древнего Крита. Необходимость языковой идентификации станет тем более очевидной, если вспомнить о том, что в современном штате Оахака проживает больше языковых семей, чем во всей Европе (между прочим, абсолютно не связанных между собой генетическим родством).

Письменность сапотеков недешефрована.

Керамические изделия сапотеков:

Night

Доколумбовы цивилизации Америки