Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Мультимедиа
  • Плетение коврика по старинному методу. Невероятные факты о том как на самом деле ткут ковры Соединение без узла

Плетение коврика по старинному методу. Невероятные факты о том как на самом деле ткут ковры Соединение без узла

Вам понадобится

  • - рама;
  • - палочка длиной 20 см;
  • - шерстяные нитки разных цветов;
  • - нитки для основы;
  • - игла;
  • - ножницы;
  • - кусок картона.

Инструкция

Подготовьте материалы для небольшого коврика. Сделайте рамку. Она представляет собой прямоугольник, размеры которого несколько больше размеров будущего изделия. Постарайтесь, чтобы углы были строго прямыми. Нижняя планка жестко крепится к боковинам, верхняя вставляется в специальные пазы. Параллельность регулируется специальными клиньями. Рама обычно закрепляется на станине.

Решите, будете вы делать ковер с ворсом или без. В любом случае, вам нужно определить примерную плотность плетения, чтобы разделить рисунок на клетки. Оптимальный вариант – 22 узелка на каждые 10 см для ковра с ворсом. Начинать, правда, лучше с гладкого, образованнго простым переплетенем. При выполнении рисунка считают не отдельные нити основы, а пары. На некоторых станках нити основы натягивают на гвоздики. Но довольно часто ими просто обматывают верхнюю и нижнюю планки рамы. Лучше обе рейки разметить, чтобы соблюдать параллельность.

Нить для основы должна быть крученой и достаточно прочной. Она может быть хлопчатобумажной, льняной или синтетической. Для ковра с ворсом выберите бесцветную основу или такую, которая подходит по цвету к шерстяным ниткам. Для безворсового изделия больше всего подойдут неокрашенные хлопок или лен.

Натяните нить. К нижней планке ее необходимо прочно прикрепить. Верхнюю рейку немного опустите. Привяжите нить к нижней рейке на расстоянии примерно 10 см от боковины, затем проведите ее строго вертикально, перекиньте через верхнюю рейку и опустите вертикально вниз. Заведите нить из-под нижней планки. Повторяйте процедуру, закончив формировать основу примерно за 10 см до второй боковины. Если вы начинали наматывать основу снизу, то и заканчиваться нитка должна внизу.

Между боковинами и крайними нитями основы сделайте закраины, натянув еще по несколько ниток. Они нужны, чтобы ваш коврик не закручивался.

Подберите по цвету шерстяные нитки. Перед тем как начинать ткать, проверьте, линяют они или нет. Стирать коврик, конечно, придется нечасто, однако это не исключено. В первый раз лучше избегать тонких цветовых переходов. Подберите яркие нитки основных цветов. Пряжу лучше смотать в клубки.

Сделайте рисунок. Если вы не умеете рисовать, найдите подходящее изображение в интернете. Желательно, чтобы это была картинка с крупными полями, с небольшим количеством деталей. Рисунок можно обработать в программе Adobe Photoshop, сделав его черно-белым и убрав лишнее. Распределите цветовые поля. Их можно для наглядности раскрасить карандашом или фломастером. Разбейте узор на клеточки. Процесс примерно такой же, как и при подготовке рисунка для вышивки крестиком или гобеленом. В каждой клеточке учитываются 1 пара ниток основы, а нитки поперечного переплетения (утка) считаются по количеству прокладок.

С помощью клиньев немного поднимите верхнюю планку, чтобы нитки основы натянулись. Определите четные и нечетные нити. Расстояние между ними принято называть зевом. Вложите между четными и нечетными нитями длинную круглую рейку, Она должна быть несколько больше ширины основы. Для больших ковров применяется рейка диаметром около 2,5 см. При изготовлении изделий из тонких ниток ее функцию нередко выполняет картонная полоска.

Прикрепите к правой рейке такую же нить, как и для основы. Она нужна для того, чтобы объединить пары нитей. Если ковер широкий, можно для удобства смотать ее в маленький клубок. Выведите нить вперед, обмотайте первую пару ниток основы одним витком, проведите до следующей пары и тоже ее обмотайте. Таким образом тяните нить до конца. Конец привяжите к левой боковине. Сверху проделайте то же самое.

Пометьте четные пары. Сделать это можно с помощью коротких ниток. Это необходимо, чтобы не путаться в процессе, ведь при переплетении идет чередование – сначала пара нитей оказывается впереди нити утка, в следующем ряду она же будет сзади.

Пряжу для утка смотайте в небольшие клубочки. Очень удобно использовать достаточно крупные челноки для фриволите. Первый ряд проложите слева направо. Проводите нить, как при обычном плетении, сначала впереди пары нитей основы, затем позади. Прижимайте ряд утка к краю, то есть к той нити, которой вы обмотали петли. Для того чтобы ряды ложились плотно, очень часто используют специальную колотушку с несколькими металлическими зубьями. Следующий ряд плетите справа налево. Проводите нить утка поверх пары нитей основы, если в предыдущем ряду она была под нею, и наоборот.

В без ворса узор по периметру обычно образуется благодаря чередованию нитей разного цвета. Но ничто не мешает сделать растительный или геометрический орнамент и по схеме. Не забывайте только закреплять нити. Основной узор плетите по рисунку.

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь, на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.



Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае - стране гор - и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством - Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства - ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков - и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме - вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет - наш дербентский друг, который и организовал эту поездку - рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.


Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи - безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами - толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.


Нас встретила Умганат Сулейманова - местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме - если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр - отдыхает душой.











Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!



Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство - они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.




Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин - и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая - так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.



Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён - ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.



За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы - и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет - нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.






Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится - это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня - человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.









Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат - девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
- Дети до сих пор заставляют меня работать,- шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.




Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.
Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую “стиральную машину” где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в “мастерскую”. Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта “фабрика” если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.

Так делают основу ковра.

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.

Заглянули в частный дом к мастерице.

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Весна – пора генеральных уборок. Поэтому нам стоит заглянуть в свои шкафы и перебрать все, чтобы избавиться от старья, хранящегося там. Но не торопитесь избавляться от него насовсем, ведь все имеет право на вторую жизнь. Например, вы можете создать коврики из старых вещей своими руками и подарить себе новые эмоции и воспоминания.

Коврики из старых вещей, какие техники можно использовать

Старые вещи – отличный материал для творчества, который всегда найдется у бережливой хозяйки. Футболки, непригодные полотенца, да и любые элементы гардероба всегда могут получить вторую жизнь. Но все же очень важно понимать, что для создания новых вещей из старых, необходимо обращать внимание не только на материал для творчества, но и технику, которую мы для этого выбираем.

Ведь коврики из старых вещей можно:

  • сплести,
  • связать,
  • сшить.

И мы с вами попробуем создать коврик из старых вещей своими руками пошагово, используя подробные мастер-классы и получив отличный результат.

Плетение

Одной из самых старых и проверенных техник создания ковров является именно плетение. Ведь для этого не нужно много знаний или навыков. А иногда и инструменты требуются самые простые, легко заменяемые на что-то, что всегда найдется под рукой. И потому начать создавать свой первый коврик стоит именно с плетения или ткачества.

Плетение по принципу макраме

Если вам кажется, что макраме подходит только для создания и небольших элементов , то сейчас мы развеем это убеждение. Ведь если вместо тонкого шнурка взять что-то более объемное и плотное, то и результат будет совершенно иным.

В плетении ковриков из старых вещей нет никаких сложностей или хитростей, недоступных начинающим мастерицам. Как и в любой технике главную роль здесь играют чувство вкуса и желание творить. Поэтому любой набор старых вещей легко превратится в очаровательный прикроватный коврик, если приложить немного усилий.

Базовые узлы и комбинации узоров отлично подходят для плетения. Но стоит при этом учитывать несколько факторов:

  • коврик используется активно и оттого временами нуждается в стирке,
  • по нему будут не только топтаться, но могут сидеть, лежать или использовать в качестве подстилки на стул,
  • он должен вписываться в общий интерьер.

Именно поэтому при выборе узлов не забывайте, что коврик должен:

  • выглядеть, как новый, а не видавший виды половичок,
  • иметь плотную структуру, чтобы не рассыпаться в руках и не превратиться в авоську,
  • быть не марким и не объемным, для удобства его чистки.

И потому самым распространенным способом плетения в настоящее время является использование принципа вязания французским браслетом.

Такой очаровательный коврик точно не останется незамеченным в доме и будет выгодно подчеркивать интерьер и вкус хозяйки. А для его создания вам потребуется не так уж и много:

  • широкие полоски из старых вещей,
  • клейкая лента,
  • ножницы,
  • нитки и иголка.

Для начала разложите 5 полосок в порядке, который вам больше всего нравится. Рядом же сложите еще 5 полосок, но уже в зеркальном отражении.

Все кончики со стороны начала удобнее всего скрепить с помощью клейкой ленты. Это позволит вам не отвлекаться в процессе плетения, а также четко определить последовательность.

Итак, когда все ленты разложены, берем крайнюю левую, отводим ее в сторону и складываем так, чтобы они лежала на всех прочих, создавая цифру «4». Заводим рабочую ленту за соседнюю и завязываем первый узелок.

Такие же узелки мы продолжаем завязывать на следующих 3 лентах, а после переходим на противоположную сторону, начиная плести навстречу первой серии узелков.

Когда обе рабочие ленты встретятся в середине, свяжите их и продолжайте плетение с краю. После достижения желаемой длины просто прихватите последние узелки крепкой ниткой и обрежьте остатки, чтобы получилась милая бахрома.

Не забывайте, что необязательно косу именно скручивать, ее можно сложить змейкой или уложить параллельно одна к другой, чтобы получился очаровательный прямоугольный коврик с бахромой.

Вязание ковриков из старых вещей

Коврики из старых вещей необязательно плести, более распространенным решением для их создания считается вязание.

Даже если вы впервые взяли крючок в руки, вам удастся создать очаровательный и практичный элемент декора. Ведь именно крупная вязка поможет поскорее разобраться в тонкостях вязания крючком. А узор из самых простых столбиков без накида может выглядеть очень ярко и оригинально, если правильно подобрать пряжу.

Причем пряжа тоже делается из старых вещей. Так в дело могут пойти:

  • старые футболки,
  • ремни от джинсов,
  • просто тонкие полоски ткани, оставшиеся после пошива нарядов.

Достаточно знать и уметь вязать прибавки, а дальше – дело техники.

Если пряжа, взятая для коврика, вам кажется неплотной или тонкой, вы можете воспользоваться отличной хитростью – в начале вязания вставьте в столбики крепкий шнур и продолжите его обвязывать. Так ваша спираль будет отлично держать форму.

Для получения более ажурного коврика вяжите столбиками с накидом, увеличивая их число в каждом ряду. Но учтите – такое вязание будет хоть и красивым, но менее плотным.

Ажурный коврик

Стоит заметить, что связать коврик из старых вещей можно и без крючка – интересная техника вязания из колец на пальцах поможет вам справиться с утилизацией небольших отрезков, не затрачивая лишних усилий и не заставляя покупать какие-то особенные инструменты.

Научиться вязать из колец можно у Ольги Попсуевой. В своем видео-мастер-классе она подробно рассказывает, как сплести косичку, а после сформировать из нее коврик.

Лоскутное шитье

Говоря об использовании старых вещей в создании ковриков, сложно обойти стороной шитье. Ведь начали давно и независимо друг от друга в разных странах.

Как и сейчас, женщины не выбрасывали старые вещи, детские платья или изношенные рубашки мужа, предпочитая собирать их, чтобы после шить , покрывала, занавески и, конечно же, коврики. Такие тряпицы уже не жалко топтать, резать и собирать в разные замысловатые узоры.

Пушистые коврики на сетке

В последние несколько лет большой популярностью стали пользоваться пушистые коврики, в которых так весело играть и ползать детям. Да и просто приятно погрузить ноги.

Высокий ворс и мягкая фактура покорили сердца мастериц и домохозяек, а яркие краски привлекают внимание домочадцев. Но больше всего радует тот факт, что сделать такой коврик можно, не используя никаких специальных инструментов.

Пушистый коврик можно создать разными способами:

  • завязав отрезы узелками,
  • используя ковровый крючок,
  • орудуя самым простым вязальным крючком.

Основой же нам послужит сетка из строительного магазина с крупной ячейкой или коврик для ванной с отверстиями.

Помимо самой основы нам еще потребуются:

  • ленты из ткани,
  • ножницы,
  • крючок (необязательно).

Для начала нарежьте короткие ленты, но не экономьте на их длине, ведь нужно учитывать – они будут складываться пополам, да еще и завязываться или иным образом фиксироваться на сетке. Поэтому лучше сделать их более длинными, а после обрезать, как захочется.

Когда все будет готово, вам останется самая ответственная задача – продеваете полоску ткани в ячейку так, чтобы оба конца остались на лицевой стороне, а после можете завязать их между собой простым узлом, или пропустить через петлю, используя крючок.

Когда лоскуты покроют сетку полностью, вам останется только обрезать их до нужной длины и коврик из старых вещей готов радовать вас и ваши ножки.

Пушистые коврики с помощью швейной машинки

Если же вам не хочется тратить свое время, привязывая каждую отдельную ленту, или вы не нашли подходящую сетку, то можно пойти и более простым способом, для которого нам потребуются:

  • старая наволочка или кусок ткани, который станет основой,
  • все те же ленты из старых вещей,
  • ножницы,
  • швейная машинка.

Для таких ковриков лучше всего подходит трикотаж, т. к. он более эластичен и мягок. К тому же его легко пришивать, не боясь сломать иголку.

Яркий ковер из старого трикотажа

Коврик в форме сердечка

После того, как вы нарежете нужное число лент, потяните их в длину, чтобы они немного закрутились, а после просто прикладывайте к нашей основе и пришивайте по середине ряд за рядом.

Не переживайте если полоска легла не ровно, вы всегда можете подрезать весь ворс, выровняв его до нужной длины.

Коврики из старых вещей, что пойдет в дело?

О техниках создания коврика из старых вещей мы узнали, теперь стоит поговорить о том, что же может послужить материалом для них и как лучше воплотить свою идею в жизнь.

Учитывая плотность, качество и размер старой вещи, можно выбрать способ ее перевоплощения. Именно поэтому мы бы хотели рассказать немного о том, как и из чего делаются коврики современными рукодельницами.

Коврики из старых джинсов

Первое, что приходит на ум и требует регулярной утилизации – это джинсы. Деним давно покорил наши сердца и не найдется ни одной модницы или модника, у которого нет в гардеробе джинсов. Причем несмотря на их прочность и универсальность, они все же протираются, растягиваются или иначе приходят в непригодность.

Выкидывать их, конечно же, жалко, поэтому мы собираем их на отдельной полке, чтобы после что-нибудь сшить.

Но для шитья нужны выкройки, швейная машинка, а временами еще и место. В то время как сделать коврик из старых джинсов своими руками не составит никакого труда – в работу пойдет все от полотна до карманов и пояса.

Просто выбирайте технику и подбирайте к ней лоскуты:

  • порежьте их на длинные полоски и сотките коврик на ткацком станке,
  • сплетите длинные косички и соберите их в круглый коврик,

  • вооружитесь большим крючком и свяжите любую фигуру, используя порезанные полоски вместо пряжи,
  • переплетите полоски между собой по принципу плетенки и прошейте на машинке или вручную.

И коту понравилось)

Учитывая прочность материала, такой коврик послужит вам не один сезон.

Коврики из старых футболок

Но чаще джинсов мы изнашиваем футболки. Ведь мы используем их каждый день, вырастаем из них, растягиваем, пачкаем краской и просто устаем от них со временем.

Пусть носить их больше нельзя, зато трикотаж, который идет на изготовление футболок, может стать отличным материалом для творчества. Из них могут получиться отличные прихватки, подставки, сумки и, конечно же, коврики.

Как сделать трикотажную пряжу своими руками

Когда мы глядим на созданные своими руками коврики из старых футболок, сначала не можем поверить, из чего они сделаны! Ведь мастерицы вяжут крючком из чего-то очень похожего на пряжу, а не на старую футболку.

Однако не удивляйтесь этому и не думайте, что тут есть какая-то хитрость. Каждая может превратить старые футболки в трикотажную пряжу.

Для этого достаточно следовать подробному видео-мастер-классу на канале Утилитарное рукоделие, в котором нас научат, как из старой футболки сделать как можно больше пряжи для новых ковриков.

Футболка — универсальный материал для создания своего коврика

А после подготовки пряжи можно уже пробовать свои силы и в создании ковриков из старых футболок своими руками. Ведь их можно:

  • связать,
  • сплести,
  • нарезать для пушистых ковриков,
  • сшить предварительно сплетенные из них косы.

И для этого вам потребуется всего пара футболок и желание творить.

Причем для вязания крючком подойдут любые схемы салфеток или кружев, а плести можно по ранее рассказанному принципу французского браслета.

Или отберите самые любимые футболки, вырежьте из них кусочки и сшейте коврик по принципу лоскутного одеяла, так вы сохраните воспоминания и не выбросите ничего в мусор.

Коврики из старых колготок

Самым расходным элементом гардероба на все времена являются колготки. Они так быстро рвутся и приходят в негодность, да еще и обладают некоторой сезонностью, что все мы в какой-то момент задумываемся – не придумать ли после того, как они отслужат свой век?

И мы нашли ответ – коврики из капроновых колготок, которые вы можете сделать своими руками! Ведь они могут стать отличной пряжей для вязания или плетения нового коврика – прочной и практичной.

Главное знать несколько хитростей:

  • чтобы получить длинную полосу из одной пары колготок, вам просто стоит обрезать носки и трусики, а после разрезать оставшуюся трубу по спирали,
  • не затягивайте вязание, чтобы коврик из старых колготок не деформировался и не потерял форму со временем,
  • капрон можно выкрасить, чтобы ваш коврик стал более ярким – для этого достаточно воспользоваться красителем для ткани и следовать инструкциям на пачке.

Коврики из старых колготок можно создать своими руками и без крючка. Они могут быть:

  • сшиты из плетенных кос,

  • сотканы на ткацком станке,

  • сплетены на обруче.

А детские колготки, которые чаще других собираются у нас в закромах, отлично подойдут для вязания на пальцах. Всего-то и нужно, что порезать их на колечки, а после воспользоваться видео-уроком от Marina DIY Dolgih:

Коврики из старых полотенец

И даже старым полотенцам найдется применение в мире ковриков. Благодаря своей плотности, длине и свойству хорошо впитывать влагу, они смогут подарить нам отличный аксессуар для ванной комнаты, бани или балкона, где всегда нужно держать ноги в тепле и сухости.

Коврик из старых полотенец своими руками делается так же просто, как и любой другой. Он легко:

  • плетется
  • вяжется
  • ткется
  • скручивается.

В общем, создается таким способом и в той технике, которая легла вам на сердце.

А если вы хотите таким образом дать жизнь махровым полотенцам, то и вовсе попробуйте сделать пушистый коврик на строительной сетке.

Как видите, при уборке в доме не стоит торопиться выбрасывать отслужившие свое вещи. Старые футболки, полотенца и даже колготки смогут вдохновить вас на создание чего-то нового и не менее полезного, чем их первоначальное назначение. Просто проявите смекалку и ваш дом запестрит новыми, мягкими и модными ковриками, которые вы можете создать, не потратив ничего, кроме своего времени, и получив заряд эмоций и хорошего настроения!

Каким бы ни было покрытие пола в жилых комнатах, без ковра невозможно создать атмосферу домашнего тепла и уюта, а также достичь законченности в композиции деталей интерьера. Нередко этот аксессуар является ключевым элементом стиля, соединяя разрозненные детали обстановки.

Наилучшим образом с этой задачей справляются гладкие тканые ковры килимы, обладающие яркой интерьерной индивидуальностью, умеющие вписаться в разный стиль дизайна.

История появления

Килим - тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Особенности

Килимы обладают рядом особенностей, каждое такое изделие:

  • имеет гладкую фактуру, что делает его практичным и простым в уходе;
  • доступно широкому кругу покупателей, имеют приемлемую ценовую категорию;
  • идеально вписывается в дизайн интерьера, добавляя в него восточную нотку;
  • гипоаллергенно: его могут позволить себе даже аллергики.

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Оборудование напоминает систему для изготовления шпалеров (по-французски «гобеленов»).

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка - другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий - «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.

  • Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Отличительной особенностью ковров является использование сочных оттенков ниток: желтого, красного, оранжевого. Ковроделы любят изображать в орнаменте силуэты птиц и животных, изредка абстрактные геометрические фигуры.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Как выбрать?

Выбор тканого ковра – задача творческая. Чтобы упростить ее, стоит взять на заметку несколько рекомендаций (исходим из того, что ковер будем класть на пол).

Выбор коврового изделия может происходить по двум сценариям:

  • в наличии уже есть готовый дизайн интерьера (или его концепция), к которому подбирается ковер;
  • вы увидели в продаже килим, который запал вам в душу, независимо от того, насколько он соответствует стилю комнаты.

Нельзя назвать однозначно правильным какой-либо способ: оба варианта имеют право на существование.

Но стоит учесть, как действовать в каждом случае:

  • Если вы подбираете изделие к интерьеру, возьмите во внимание цвет основных поверхностей (стен, напольного покрытия, обивки мебели, штор). Ведущий оттенок ковра не должен их повторять, иначе уникальный этнический аксессуар потеряется на общем фоне. Чем спокойнее и лаконичнее цветовая палитра комнаты, тем красочнее и насыщеннее должен быть килим.
  • Во втором случае ковру требуется «поддержка» другими аксессуарами. Актуальнее всего для этих целей подходят подушки в восточном стиле, выбранные в той же тоновой гамме или мягкий пуф с чехлом из материала с похожей фактурой.


Лучшие статьи по теме