Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Офис
  • Как развить у ребенка познавательно логические действия. Логическое мышление у детей. Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления

Как развить у ребенка познавательно логические действия. Логическое мышление у детей. Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления

В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка? »

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Логические игры для дошкольников

Самый эффективный способ развить логику ребенка - проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.

Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.

Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.

Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.

Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:

  1. «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
  2. «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
  3. «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
  4. «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
  5. «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
  6. «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
  7. «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.

Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура. Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект. Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.

Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.

Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует - другой отгадывает.

Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.

Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой - …, лед твердый, а снег - … .

Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:
- Это живое? – Да.
- Зверь? – Нет.
- Птица? – Да.
- Чирикает? – Нет.
- Голубь? – Да.

Сначала пусть малыш задает наводящие вопросы, а потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует логическое мышление и наблюдательность.

Поможет развить логическое мышление игра на установление принадлежности выбранного объекта к определенной группе. Например, вы называете «куртка», а малыш должен сказать, что она принадлежит к группе «одежда»; вы называете «яблоко» - ребенок должен сказать «фрукты» и т. п.

Многие поколения детей любят игру «Съедобное-несъедобное», при которой одновременно с названием предмета кидают мяч. Если назван съедобный предмет, мяч надо поймать.

Научите малыша играть в полезные настольные игры: шахматы, шашки, «Крестики-нолики», «Морской бой». Обдумывание дальнейших ходов в игре прекрасно развивает аналитическое мышление.

Воспитание интеллектуала

Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагайте сыну или дочери только качественные развивающие мультики; их просмотр будет не только приятным, но и полезным занятием.

Читайте вместе с дошкольником детские книжки с обучающим уклоном, познавательные рассказы. Задавайте ему загадки, ребусы, развивайте математические и интеллектуальные способности. Решайте вместе логические задачки, кроссворды, чайнворды. Приобретите развивающие учебные пособия и товары для подготовки к школе.

Научите ребенка определять время (на примере часов со стрелками и разборчивыми цифрами). Объясните, по какому принципу устроен календарь. В этом вам поможет настенный или настольный перекидной календарь (последний, кстати, легко можно сделать своими руками, что очень понравится ребенку).

Стремясь развить логику у ребенка и обучая его базовым навыкам и понятиям, делайте это в доступной ему форме, дабы избежать курьезов.

Пример из жизни. Объясняя 3-летнему сельскому мальчику понятия «лево»/»право», ему сказали, что лево - это там, где стоит печь, а право - где стоит хата (дом) дяди Вити. Прошли годы, мальчик превратился в мужчину и давно покинул родное село. Но детское впечатление оказалось настолько сильным, что до сих пор при определении направления мужчина автоматически вспоминает расположение в своей сельской хате печки по отношению к дому соседа дяди Вити.

Или другой жизненный пример. Ребенка научили, что узнать, где лево, а где право поможет нарисованная в уме печатная буква «И»: в какую сторону у нее палочка вверх - там право. Можно себе представить, насколько сложно при таком объяснении ребенку, а потом и взрослому, быстро ориентироваться. А ведь следовало просто сказать малышу: право там, где ведущая рука, которой ты пишешь или кушаешь (если он правша), и наоборот.

В 4 года, когда речь дошкольника уже сформирована, признаком хорошо развитой логики является активное употребление развернутых сложноподчиненных предложений, условных наклонений, вводных слов и т. п.

Очень важно научить ребенка произвольному мышлению, то есть умению думать целенаправленно. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, а о чем – нет. У детей же эта способность полностью развивается лишь к 10-ти годам. Поэтому ребенка надо учить думать, причем так, чтобы настрой его мыслей был позитивным.

Если вы будете с раннего возраста развивать у ребенка логику, ваши усилия не пропадут зря. Это сформирует у него гибкость мышления и дальновидность, что позволит в будущем видеть скрытую от многих суть вещей и явлений и с легкостью решать сложнейшие житейские задачи.

Источник — http://glazastik.com

Логическое мышление - одно из основных отличий человека от животного мира. Благодаря навыку анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи люди во многом и достигли того уровня цивилизации, который нас окружает. И потому так важно научить малыша мыслить логически. Как это сделать?

Развивайте логику как можно раньше

Многие считают, что способность к логике исключительно врожденная, почти как творческий талант: есть либо нет. Но это в корне неверно! Да, достичь высот логического анализа дано не всем, для этого нужен особый склад ума. Но даже средний уровень достижим - главное, чтобы было желание работать над собой. И у детей это желание есть! Понаблюдайте за грудными, еще не умеющими говорить и ходить детьми: с каким неподдельным интересом и усердием они изучают окружающий мир. Это и есть их самые первые тренировки логического мышления. Ребенок, пробуя на ощупь мягкое и твердое, сравнивает на вкус кашу и свой слюнявчик, опрокидывает , трясет погремушкой, - в этом всем он как раз обнаруживает свойства предметов, учится их определять и устанавливать между ними те самые причинно-следственные связи. Круглый мяч катится, квадратный куб - нет. Каша сладкая, слюнявчик не очень. Перевернул бутылку горлышком вниз - из нее все вытекло. А взял погремушку в руки - она зашуршала. И так малыш познает логику окружающего мира.

Поэтому тренировать логическое мышление можно и нужно - это важно не только для учебы в саду и школе, а и в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие у детей логики качественно изменяет мышление, оно улучшает , внимательность, и способствует повышению речевой активности. Ребенок эффективнее осваивает слова, быстро запоминает их и легко употребляет, заметно проще строит предложения и делает логические выводы с последовательными аргументами. Вывод напрашивается сам собой: вы должны мотивировать и такую кроху на активную мыслительную деятельность. В столь юном возрасте это возможно за счет знакомства с как можно большим количеством предметов - хотя бы в области простейших игрушек. Упомянутые , пирамидки, фактурные и игрушки - все, что малыш, лежа в кроватке или на развивающем коврике, может крутить, вертеть, бросать, изучать. И старайтесь быть рядом, комментируя действия - это ему на пользу, даже если он еще не понимает речь.

Работайте на примере имеющихся игрушек

А как только ребенок станет вести уже более-менее осознанный образ жизни, ходить и говорить, а главное - спрашивать и отвечать, можно усложнять задачи по логике. Ничего нового не потребуется, можно обойтись теми же игрушками, которые ребенок изучал. Начать можно с простого: пусть ребенок сравнит пару игрушек и скажет, в чем они разные, а в чем похожие. Например, мячик круглый, а кубик квадратный, зато оба - желтого цвета (малыш, естественно, должен знать для такого наблюдения). Перенесите упражнение буквально на все: пусть сравнит кошку и собаку, цветочек и дерево, солнце и луну - и лучше, если он сам выделяет заметную разницу или похожесть, даже если для вас его наблюдения будут неочевидными. Когда малыш усвоит данный прием, можно дополнить его. Например, выставить целый ряд игрушек и попросить слева сложить те, что красного цвета (круглой формы, из резины, выглядящее как живое существо), а справа - остальные. В таком случае крохе понадобится выделить ключевую, заданную характеристику, абстрагируясь от остальных, и отсеять те предметы, что такой характеристикой не обладают.

Далее можно подключать упражнения на обобщение. Ребенку в таком случае нужно предложить набор предметов, объединенных общим признаком или содержанием, которые надо ему назвать. Так, машинка, - это все игрушки. Яблоко, груша, банан - фрукты. Ель, куст, трава с цветочком - все они растения. А чтобы малыш эффективнее выделял характеристики предмета, нужно преподать ему уроки анализа. Возьмите какую-то его любимую игрушку и попросите его описать ее как можно детальнее. Плюшевый медведь - он какой? Он крупный. Мягкий. Серый, ворсистый, приятно пахнущий, с круглыми глазками и швом из ниток на животе. Поначалу ребенок будет перечислять все это с трудом, но с каждым разом анализировать станет проще. При этом неплохо в этом случае просить его еще и синтезировать новую информацию на основе такого анализа. Допустим, дайте лист бумаги и карандаш, когда закончит с характеристиками, и попросите нарисовать медведя по этому списку: какая у него форма, какие лапы, глаза, живот, окраска. В этом случае ребенок попытается множественные детали объединить в одно целое - важнейшее умение логики.

Общайтесь как можно больше

Для многих упражнений на развитие логического мышления вам вообще не нужны аксессуары - достаточно вести диалог с ребенком, задавать вопросы, загадки, устные головоломки. Например, очень хорошо помогает выделение характеристик предметов при помощи ассоциаций: вы называете предмет или явление, знакомое малышу, а он говорит, что вспоминает, чувствует. Вариантов будет море: вы сказали «солнышко», он сказал «тепло», вы сказали «зонтик», он - «дождь», вы сказали «шоколад», он - «сладкий» (при этом просите пояснить его, почему у него такая ассоциация). Также предложите поиграть в игру «Отгадай слово». Вы загадываете предмет, а ребенок при помощи наводящих вопросов угадывает, о чем речь. Чтобы ему было понятнее, можно сыграть и наоборот: он загадывает что-то, а вы спрашиваете: это живое существо, это съедобное, это круглое, это оранжевое, это апельсин? Разумеется, подойдут и загадки: и простые (что это: зеленое, приятно пахнет, зимой приносят домой и украшают игрушками перед ?), и классические в виде забавных стишков.

Постоянное общение с ребенком должно стать для вас правилом. Нужно говорить с ним обо всем, что видите, спрашивать, что он думает, просить предположить, что произойдет дальше в том или ином случае. При этом черпать «вдохновение» можно как в обычной жизни, так и в искусстве. Так, спросите его, какой можно сделать вывод, если папа достал с балкона свои удочки? Ответ: видимо, он собрался на рыбалку. Или почему мама взяла кошелек и сумку? Наверное, она пойдет в магазин. Вернулась с сумкой, полной овощей? Делаем вывод: она будет готовить обед. Или, допустим, вы смотрите с ним мультик, и его герой что-то сделал - поставьте на паузу и спросите, что, по мнению малыша, произойдет дальше, какое будет следствие у этого поступка. Можно задавать и более простые вопросы: что произойдет с камешком и что с листиком, если кинуть их в воду; как изменится кусочек льда, если положить его на батарею; что случится с горящей свечой, если подуть на нее… А еще предлагайте заканчивать какое-то простое предложение: «Солнце по утрам восходит, а по вечерам…», «Трава зеленая, а небо…», «Папа любит кушать…» и т.п.

Усложняйте постепенно

Позднее, годам к 3-4, когда ребенок будет справляться с такими заданиями, ему можно предложить более сложные игры. Это создание узоров с помощью (в ней необходимо сортировать элементы, выбирая нужные для определенного рисунка), сборка пазлов (они требуют навыка фильтрации деталей и работы с частями целого) и (где все его действия подчинены определенной последовательности). Не обойтись и без настоящих головоломок: кубик Рубика такому малышу еще, конечно, рано, но в продаже достаточно забав на логику для детей подобного возраста. Не забудьте и про книжки с ребусами и различными заданиями из серии «найди 10 отличий», «отыщи что-то на картинке», «выведи героя из лабиринта» и т.п. А еще разнообразьте упражнения на логику с помощью цифр. Считайте с малышом конфеты, машины, птиц, играйте в детское домино, приобретите специальные наборы с математическими задачками для самых маленьких - и обязательно разбирайте их вместе. Кстати, немало таких игр имеет аналоги в виде приложений для смартфонов или - попробуйте и их!

Но главное: запаситесь терпением. Тренировка логического мышления не будет быстрой, она продлится практически все время воспитания ребенка. А даже если что-то не получается сразу, не отчаивайтесь, вернитесь к более простым заданиям. И ни в коем случае не ругайте ребенка, он должен чувствовать вашу поддержку и веру в него. Это всегда окрыляет детей, и они с готовностью пытаются снова и снова справиться с неподдающимся заданием. И еще: страшно не когда малыш сделал неправильный логический вывод, а когда он его не сделал вовсе. Потому, если он замолчал и даже не знает, что ответить, не стыдите, а аккуратно, мягко подтолкните его к правильному направлению, чтобы ему казалось, будто он сам нашел верный ответ. Это может укрепить уверенность в себе и смелее браться на новые задания. Главное, чтобы ваши подсказки не стали для него и для вас единственно возможным выходом из ситуации.

12 76374
Оставить комментарии 10

По мнению психологов, уровень интеллекта ребенка на 70% зависит от наследственности. К чему это? Во-первых, вы как родитель, можете прикинуть стартовые данные вашего чада. Во-вторых, помните, что вы можете помочь ребенку повысить его способности еще как минимум на 30%. В-третьих, с базовым уровнем интеллекта ребенка можно и нужно регулярно работать - прививать ему привычку размышлять логически.

Мотивация для родителей

Как развить у ребенка логическое мышление? Надо с ним заниматься. Немного: хотя бы по 10-20 минут в сутки, но ежедневно и на протяжении длительного периода. Зачем?

  1. Способность проводить анализ убережет его от опасных для его жизни действий.
  2. Решение задач, отгадывание загадок, выполнение различных заданий на логику - это помимо основной цели еще и просто интересное полезное занятие, которое занимают детский досуг и отлично отвлекает ребенка от чрезмерной праздной скуки (капризов, переедания, мелких пакостей, баловства).
  3. Мало кто связывает понятия логики и интуиции. На деле же последняя является не чем иным, как отработанным до автоматизма навыком мыслить логически. Человек не всегда сознательно фиксирует окружающие факторы (нервное поведение окружающих, маневры людей или машин), но их отмечает его подсознание. И в нужный момент у тех, о ком говорят «с хорошей интуицией» эти упущенные из внимания, но «записанные» в подсознании моменты формируются в решение «туда не ходить, это не брать». Логическое мышление позволяет развить способность действовать интуитивно правильно при принятии решений даже в самых непростых жизненных ситуациях.

Семейные занятия: прививаем ребенку любовь к логическим задачкам

Если родители, крестные, тети и дяди, бабушки или дедушки найдут для себя ответ, как развить логику ребенку в 6 лет, они заранее решат другую серьезную проблему - низкая успеваемость в первых классах. Все мы помним, как тяжело даются первые уроки после детского сада, где нагрузка была минимальной.

Дети с развитым мышлением быстрее воспринимают информацию, лучшее ее запоминают, учатся легко и с удовольствием. Какой взрослый не пожелает своему продолжению такой «участи»?

Плюс еще и в том, что сама «работа» по подготовке дошкольника к первому классу (создание базы, на которую легко «ляжет» школьная программа) не является педагогической. Это должна быть игра. Варианты:

  • семейные партии в шахматы, шашки, нарды, настольные игры;
  • тренинг для мозга - обучение ассоциативной памяти, построение логических цепочек, всевозможные игры в «Чепуху», «Крокодила», «Города»;
  • задачи и загадки на логику для детей - вот отличная подборка.

Родителям стоит понимать: хороши все методы, но эффективнее всего работает их комплекс. Шахматы и ребусы - это первый уровень, развитие последовательного мышления и базовых навыков логического мышления. Такие игры всем хороши, кроме одного: они не учат ребенка мыслить абстрактно (в уме, используя воображение). А последний способ мышления самый эффективный для развития интеллекта.

Решение логических задач

Построение логических цепочек на абстрактное мышление работает хорошо, но это только разминка для мозга. Она нужна и важна, но основной эффект дают все-таки полноценные занятия с разнообразными задачами.

Для многих взрослых логические задачи уже стали настоящим хобби. Того же результата можно добиться и с ребенком, если подобрать для него задания нужного уровня сложности. Ключевые правила занятий:

  • постепенное наращивание уровня: как только замечаете, что ребенок легко решает конкретный тип задач, - усложняйте;
  • совместная работа: можно по книгам для детей, но удобнее заниматься в интернете. Есть специальные сайты, на которых упражнения и задачи уже сгруппированы по возрастным группам и уровню сложности. Для этой цели отлично подойдет специализированный ресурс для развития логического мышления у детей начиная с 6-7 лет logiclike.com .

Можно ли научить детей в шесть лет решать логические задачки самостоятельно?

Здесь надо искать мотивацию и для ребенка, и для родителя. Надо подготовиться к тому, что у многих детей в первые 5-7 «заходов» ответ маме или папе на очередную задачку будет неизменным «не знаю, не умею или не хочу». Ответ на вопрос, как научить ребенка решать логические задачи, всегда индивидуален. Для большинства родителей более правильным решением будут совместные занятия по разработанным специалистами методикам. Чтобы увлечь ребенка, вполне хорошим вариантом может быть решение логических задач онлайн: набирают популярность сайты с авторскими задачами на развитие логического мышления, адаптированные под определенный возраст ребенка.

Если ребенок не заинтересовался выбранным вами вариантом, помните, что с детками дошкольного возраста хорошо работает перефразировка. Если заменить действующие лица в задачке известными ребенку персонажами, ее решение становится интереснее, а иногда и веселее.

Небольшая теоретическая база не помешает. Существует классификация методов решения логических задачек (рассуждения, метод бильярдной доски, таблица и прочие) - освойте их, чтобы показать ребенку возможные алгоритмы размышлений.

Когда приступать к занятиям по развитию логики у дошкольников?

Детская психология утверждает, что 6-7 лет у детей - это пик развития мышления. Потому заниматься с детками стоит начинать именно в дошкольном или раннем школьном возрасте.

Чем раньше начать, тем выше шанс, что логические задачи и загадки станут для ребенка любимым увлечением и помогут ему определиться будующей профессией или интересными для него направлениями развития и росто. Здесь уместна аналогия со спортом. В 3-5 лет будущие чемпионы одинаковые - худощавые, неумелые, неуклюжие. Но уже через 1-2 года тренировок их действия становятся отточенными, а мышцы наливаются силой.

То же и с мозгом, и интеллектуальными способностями. Не зря, например, в школьную программу включены летние задания по литературе. Это нужно не только для того, чтобы не потерять накопленные знания и умения и расширить кругозор. Интеллект, а особенно растущий потенциал маленького гения, можно развивать только через постоянные нагрузки, хотя бы еженедельные, а еще лучше - ежедневно поддерживать себя в тонусе. Не упускайте то время, когда ваш сын или дочь еще ребенок, дошкольник или ученик начальных классов. Проводите время вместе, весело и с пользой.

Развитие логики у ребенка является важным аспектом его воспитания и формирования мыслительных процессов. Логическое мышление помогает маленькому человеку лучше познавать окружающий мир, сравнивать различные явления и предметы, делать правильные выводы. Логика необходима еще и для того, чтобы малыш учился последовательно излагать собственные мысли, аргументировать свои высказывания и задавать правильные вопросы.

Обычно родители полагают, что логическое мышление у ребенка специально развивать не нужно, ведь оно и так заложено природой. Однако педагоги и психологи уверены, что развитие логики у ребенка необходимо начинать с раннего возраста. И желательно проводить его в форме игры, чтобы малышу было интересно. А то, что возбуждает детский интерес, отлично запоминается и усваивается.

Игры для развития логики с предметами

. «Лишний предмет». Расположите перед крохой несколько предметов одного вида и один предмет другого вида. Например, возьмите 4 разных зверушек и одну машинку. Спросите у сына (дочери), какая из игрушек здесь лишняя и почему.

Подготовьте карандаши или фломастеры разных цветов. К ним подберите по одной игрушке того же оттенка. Составьте 5-6 пар (для более взрослых деток - 8-10 пар). Пусть ребенок внимательно на них посмотрит. Затем перемешайте все предметы и незаметно для ребенка спрячьте любую из игрушек. Спросите у малыша, какой игрушки недостает. Если ему будет сложно ответить, попросите его самостоятельно составить пары, чтобы определить, игрушки какого цвета не хватает. Такая игра для развития логики учит ребенка сопоставлять признаки предметов.

Поставьте перед своим чадом две машинки (автобуса, паровозика и т. д.) таким образом, чтобы их движение было направлено в разные стороны. Пусть дитя скажет, в какую сторону они едут. Это упражнение эффективно для формирования понятий «направо - налево - прямо».

Покажите ребенку несколько сломанных предметов. Это может быть, к примеру, кастрюлька с отломанной ручкой или настольные часы в нерабочем состоянии. Попросите сына (дочь) придумать, как еще можно использовать эти предметы. Данная игра хорошо влияет не только на развитие логики у детей, но также отлично развивает креативное мышление.

Дайте малышу в руки 2 шарика или кубика разной величины. Пусть положит на стол сначала большой предмет, а потом тот, что поменьше. Также можно расположить перед ребенком несколько предметов разной величины. Попросите кроху расставить их «от меньшего к большему» и наоборот.

Покажите малышу предмет любой геометрической формы (шарик, кубик и т. д.). А затем попробуйте вместе найти в квартире другие предметы похожей формы.

Логические игры для детей с геометрическими фигурами

Начертите на листе бумаги несложные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. На другом листе нарисуйте предметы, в составе которых есть хотя бы одна из этих фигур. Попросите малыша указать, какие геометрические фигуры он видит на рисунках.
. Вырежьте из бумаги разные геометрические фигуры. Пусть ребенок составит с их помощью знакомые ему предметы.

Такие игры на логику для детей помогают развитию внимания, абстрактного мышления, учат правильно создавать логические цепочки.

Устные логические игры для детей

Перечислите сыну (дочери) несколько цветов или животных и спросите, как можно их назвать одним словом.

Назовите малышу какое-нибудь слово, например, лето. Попросите подобрать к нему другие слова, которые у малыша ассоциируются со словом «лето». Либо сделайте по-другому. Перечислите ребенку несколько слов одного ассоциативного ряда, среди которых будет лишнее слово. Пускай ваше чадо попробует его узнать.

Скажите малышу фразу и попросите определить, правдива ли она. Пусть ребенок также постарается объяснить, почему он сделал такой вывод. Например, можно использовать такие фразы: «Соль сладкая», «Дождь идет только летом», «Снег может быть серого цвета».

Настольные игры для развития логики у детей

Благодаря настольным играм ребенок учится не только логическому мышлению. Развивается также внимание, воображение, зрительная память, способность распознавать разные предметы, расширяется словарный запас. Кроме прочего, у малыша улучшается скорость реакции, ловкость, координация движений и формируется усидчивость.

Шахматы. Начинать знакомство ребенка с этой игрой можно уже с 3-4 лет. Однако уроки должны проводиться в игровой форме и длиться не более чем по 20 минут. Взрослые часто полагают, что во время первых игр можно поддаться ребенку и сделать так, чтобы он выиграл. Но психологи не рекомендуют так поступать. Поскольку после таких легких побед первое поражение будет для малыша довольно болезненным, и он может потерять интерес к игре.

Данная логическая игра для детей учит их самостоятельно и мысленно принимать решения, что формирует ответственность и уверенность в себе. Ребенок также учится анализировать, к каким последствиям в ближайшем будущем приведут те или иные его действия.

Кроме прочего, у детей, играющих в шахматы, развивается навык планирования действий. В дальнейшем это поможет ребенку в школе быть более дисциплинированным и достигать поставленных задач.

Пазлы. Также очень популярная настольная игра для развития логики. У ребенка вырабатывается терпение, усидчивость, образное мышление, развивается моторика пальчиков.

Складывать несложные картинки могут уже детки 2-3 лет. В продаже есть специальные пазлы-книжечки, где одна страница сделана в форме окошка с несколькими пазлами, а на другой нарисована картинка, которая должна получиться после правильного расположения всех деталей. Поначалу подбирайте деткам пазлы, которые имеют четкие контуры и контрастные оттенки - им будет легче справиться с задачей. Когда увидите, что ребенку наскучили простые картинки, купите ему пазлы с более сложными рисунками. Также можно постепенно увеличивать количество пазлов.

Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, и наблюдательность.

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

  1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
  2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
  3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня .

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена



Лучшие статьи по теме