Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Системные
  • Конспект совместного занятия родителей с детьми подготовительной группы«Новогодняя встреча в мастерской хорошего настроения. Совместные занятия воспитателей, родителей и психолога доу в адаптационный период детей первой младшей группы Совместное занятие с

Конспект совместного занятия родителей с детьми подготовительной группы«Новогодняя встреча в мастерской хорошего настроения. Совместные занятия воспитателей, родителей и психолога доу в адаптационный период детей первой младшей группы Совместное занятие с

Татьяна Онищенко
Совместные занятия детей и родителей в детском саду. Занятие «Игротерапия дома и в детском саду»

1. Вступление.

Педагог : «Чтобы детство наших детей было счастливым , основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.»

А. С. Макаренко писал : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»

2. Игра «Волшебный клубок» .

Цель : развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно.

Ход игры : педагог : «В руках у меня волшебный клубок. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю свое имя. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг руки, называет свое имя и передает его соседу справа от него, ребенку или родителю . Родители , пожалуйста, помогайте ребятам!»

«Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите - мы все с вами сидим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!

А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебной ниточкой и покажем клубочку, какие мы все дружные. Движения, которые я буду называть, необходимо делать всем вместе.

Итак! Внимание!

Поднимем руки вверх – ниточку держим крепко, не отпускаем, сейчас опустим их вниз на пол, затем положим на колени, прижмем к груди, вытягиваем руки вперед! А теперь еще раз в более быстром темпе.

Молодцы! Аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я ее смотаю обратно в клубочек.

Ребята и родители ! Клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем.

Волшебный клубочек очень восхищен вашей игрой . И говорит, что все вы очень дружные.

Давайте еще поиграем!»

3. Игра «Большое животное»

Цель : развитие чувства сплоченности.

Педагог : «А сейчас мы с Вами поиграем в игру «Большое доброе животное» .

Встаем в один большой круг и берем друг друга за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Все вместе глубоко вдохнули и выдохнули! Наше животное большое – оно дышит очень громко! Делаем общий шаг вперед – глубокий вдох через нос, немного задержите дыхание, а теперь шаг назад и сильно выдохните весь воздух через рот. Вот как дышит наше животное! Сейчас стоим на месте – вдох, выдох!

Ребята и родители , прислушайтесь!

У нашего общего животного стучит сердечко! Стучим ножками сначала медленно. Наше животное побежало, и сердечко у него застучало быстро-быстро (часто и громко стучим ножками) . И задышало оно часто-часто. Шаг вперед – быстро стучим ножками, шаг назад – быстро стучим ножками.

Устало наше животное, перестало бежать – медленно идет (тихо и медленно стучим ножками, шаг вперед, шаг назад – в спокойном темпе). И наконец оно уснуло. (Вместе с детьми и родителями изображает , как спит животное.) Очень хорошо! Молодцы!»

4. Игра «Охота на льва» .

Цель : развитие чувства единства, умения планировать свои действия по времени.

Ход игры : участники встают в круг. Педагог с помощью считалки выбирает водящего :

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит,

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи!

Водящий уходит за круг, становится спиной к ним и начинает громко считать до десяти. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного льва. По окончании счета тот, у кого находится игрушка, вытягивает руки вперед, закрывая льва ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – «охотника» - найти льва.

5. Упражнение «Можно или нельзя» ?

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, развитие внимания, мышления.

Педагог : «Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы после каждой строчки будете говорить «можно» или «нельзя» . Родители помогают своим деткам.»

Не слушаться маму и папу (нельзя) .

Надеть на ногу шляпу (нельзя, можно) .

Верхом на лошади кататься (можно) .

В речке зимой искупаться (нельзя) .

В кастрюле на Луну слетать (нельзя) .

Кричать, царапаться, кусаться (нельзя) .

Дружить, играть и улыбаться (можно) .

6. Игра «Повторяй за мной» (выполняется под быструю мелодию) .

Цель : развитие внимания, воображения, координации речи с движением.

Ход игры : педагог предлагает детям и родителям встать в круг . Затем говорит : «Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной!»

Мы – поднять руки вверх.

Я – погладить себя по голове.

Он – поднять брови вверх.

Высокий – встать на носочки, потянуться всем телом.

Маленький – присесть.

Толстый – надуть щеки, руки держать полукругом.

Несем тяжелую сумку – втянуть щеки, руки прижать к туловищу.

Холодно – поднять плечи.

Живот болит – опустить плечи.

Поднять штангу – сжать пальцы в кулаки и поднять напряженные руки.

Опустить штангу – разжать кулаки и опустить руки.

Набрать воду в кулачки – сжать пальцы в кулаки.

Побрызгаться друг в друга – изобразить движения броска, разжать кулаки.

7. Игра «Солнечный зайчик»

Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения с помощью релаксации.

Педагог : «Давайте мы с вами все присядем. Посмотрите, Солнечный зайчик заглянул к нам в окошко, попал на лица. Он добрый, ласковый, теплый, нежный. Давайте его погладим. Он попал на лобик, на носик, на щеку, на другую щеку, на животик, на ручку и т. д.»

Игра проходит под спокойную музыку. Ласково поглаживаем ту часть тела, которую называет психолог.

8. Потешка «Сорока – ворона»

Цель : снятие эмоционального напряжения.

Родители и дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,

Сорока-ворона деток кормила.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

9. Рисование «Наше настроение» - продуктивная деятельность.

Цель : повышение групповой сплоченности, развитие воображения, мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог : «Проходите, пожалуйста, к столам, сейчас мы будем рисовать.

Только рисовать мы будем необычно! У нас должна получиться одна большая совместная картина , которая будет называться «Наше настроение» .

Включаем музыку, начинаем рисование!

Какая красивая картина у нас получилась!

Давайте теперь посмотрим, что нарисовала каждая семья на нашей картине.»

10. Прощание.

Педагог : «Наше занятие закончилось

«Понравилось вам? Какие игры вам запомнились больше всего и почему? Эти игры вы можете проводить дома всей семьей ! Жду вас на следующем занятии ! Я вас всех благодарю! Мне было очень приятно с вами работать!»

Публикации по теме:

Методика оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома В современных социально – экономических условиях развития общества особенно остро, на государственном уровне, стоит проблема оптимизации.

Конспект родительского собрания «Театр дома и в детском саду» Родительское собрание: «Театр – дома и в детском саду» (Воспитатель: Живицкая Ю. В). Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется,.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в детском саду и дома» Уважаемые родители! Когда в семье появляется малыш, все внимание близких и родных направлено на это крошечное чудо! Ребенок с первых минут.

1.Цели и задачи совместных занятий

2.Особенности организации и проведения совместных физкультурных занятий (способы организации, роль взрослого, структура занятия, методические приёмы обучения).

3.Спортивные досуги и праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вместе с мамой, вместе с папой»

1.Цели и задачи совместных занятий

2.Особенности организации и проведения совместных физкультурных занятий (способы организации, роль взрослого, структура занятия, методические приёмы обучения).

3.Спортивные досуги и праздники.

Всегда было и остается актуальным одним из важнейших направлений – работа с семьей воспитанников и учеников, поиск эффективных форм и методов работы с родителями. Сегодня родители в большинстве случаев испытывают трудности в общении и отношениях с собственным ребенком.

Цель совместных физкультурных занятий с родителями – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания своих детей, психологическое просвещение.

Под гармоничными детско-родительскими отношениями мы понимаем:

  • безусловную любовь к ребенку, (независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков), безоценочное принятие его личности;
  • удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте;
  • понимание мыслей, чувств, намерений ребенка.

Процесс гармонизации детско-родительских отношений заключается в изменении поведения, деятельности, отношений и установок у родителей по отношению к своему ребенку в результате взаимодействия их на совместных физкультурных занятиях.

Гармонизация отношений между детьми и родителями на совместных физкультурных занятиях происходит посредством :

  1. установления эмоционально-тактильного контакта взрослого с ребенком;
  2. выполнения физических упражнений взрослого с ребенком в паре и ощущения радости от совместной двигательной деятельности;
  3. организованного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;
  4. решения проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

Задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:

У детей:

  • формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой;
  • развивать у детей психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • формировать навыки выразительности, пластичности в движении;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику;
  • совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.

У родителей:

  • формировать практические умения в области физического воспитания ребенка;
  • повышать уровень педагогической и психологической культуры.

У родителей и детей:

  • формировать двигательные умения в детско-родительской паре;
  • содействовать вербальному и невербальному общению;
  • содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
  • развивать у детей и у взрослых творческую, познавательную активность, спонтанность, инициативу, расширять кругозор;
  • воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех трех частей : помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения у ребенка со взрослым.

1) Вводно-подготовительная часть.

Цель : настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке.

Специфика содержания : самомассаж тела; игровые упражнения, разные виды ходьбы, бега в детско-родительской паре.

2) Основная часть.

Цель : формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

Специфика содержания : общеразвивающие упражнения и основные движения в детско-родительской паре, музыкально-подвижные игры.

3) З аключительная часть.

Цель : восстановить дыхание, способствовать профилактике плоскостопия у детей, раскрепостить взрослых и детей.

Специфика содержания : игровые упражнения, психогимнастические этюды, игры нравственного содержания («Добрые слова», «Добрые пожелания»).

Способы организации детей и взрослых на занятии.

Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть занятия ребенок выполняет задания вместе с взрослым в паре. Выполняя физические упражнения в детско-родительской паре, каждый взрослый на протяжении всего занятия выступает для собственного ребенка и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.

Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре (например, общеразвивающие упражнения).

Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его, (например, ребенок идет на пятках, заложив руки за голову, а взрослый держит ребенка за локти, тем самым помогает ребенку идти с прямой спиной).

Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным, (например, взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола, ребенок под ним проползает на четвереньках).

Во вводной части дети и родители строятся в колонну парами. В основной части занятия использовались фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.

При фронтальной организации все пары выполняют упражнения одновременно, например, бросание и ловля мяча в детско-родительской паре, «совместная ходьба» - ребенок становится спиной к взрослому и ставит свои стопы на стопы родителя, а взрослый прижимает к себе ребенка, и они идут вместе.

При групповом способе из детско-родительских пар образовываются подгруппы. Каждая подгруппа выполняет определенное задание, а затем меняется местами с другой подгруппой. Например, на занятии по теме «Цирк» детско-родительские пары были разбиты на 4 группы; «жонглеры» (ребенок и взрослый бросают мяч друг другу через натянутую веревку), «канатоходцы» (ребенок идет приставным шагом по скрученной веревке, а взрослый страхует его), «дрессировщик тигров» (ребенок ползет на четвереньках, взрослый стимулирует его), «акробаты» (ребенок выполняет элементарные акробатические упражнения, а взрослый помогает ему).

При поточном способе организации детско-родительские пары двигаются друг за другом, выполняя определенные движения.

Психофизические средства, используемые на занятиях :

  • гимнастика вдвоем;
  • проблемные ситуации и творческие задания;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • игровой самомассаж и массаж;
  • логоритмические упражнения;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

«Гимнастика вдвоем» - это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре. В занятия включены совместные строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения взрослого с ребенком.

Примерное содержание занятий

Совместные основные движения взрослого с ребенком.

  • Ходьба обычная, на носках, с носка, на наружных сторонах стоп, широким шагом в паре взявшись за руки. Ребенок идет на носках, взрослый за ним и держит его за вытянутые руки, ребенок идет на пятках руки за головой, взрослый идет за ребенком и разводит ему локти. Ходьба по кругу, по диагонали зала, змейкой парами, врассыпную.
  • Упражнения в равновесии . Ходьба по гимнастической скамейке взявшись за руки приставными шагами; ребенок идет по гимнастической скамейке с носка с гимнастической палкой в руках; перешагивая набивные мячи, а взрослый его страхует. Перешагивание веревки, натянутой на высоте 25 см.
  • Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена в колонне по двое (взрослый и ребенок). Бег по кругу, по диагонали зала, змейкой парами, врассыпную.
  • Ползание и лазанье . Ползание осуществляет ребенок, а взрослый, выступая роли «помощника», создает интерес к движению. Взрослый наклоняется вперед или становится на четвереньки или идет широким шагом, а ребенок проползает на четвереньках. Ребенок пролезает в обруч, лазает по гимнастической стенке, а взрослый, выступая в роли «тренера», страхует его.
  • Прыжки с продвижением вперед в паре. Прыжки, стоя лицом друг к другу и взявшись за руки; взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребенок стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрослого. Взрослый разводит ноги, ребенок выполняет прыжок - ноги врозь, взрослый соединяет ноги, ребенок выполняет прыжок – ноги вместе. Ребенок прыгает с высоты 30см в обозначенное место, через короткую скакалку.
  • Бросание, ловля, метание. Бросание мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу), прокатывание мяча друг другу. Метание мячей на дальность с расстояния 3-4 м.

Совместные строевые упражнения взрослого с ребенком – построение детско-родительских пар в колонну, круг.

Общеразвивающие упражнения подбираются для выполнения в детско-родительской паре без предметов, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка), на физкультурном оборудовании (гимнастическая скамейка), из разных исходных положений: стоя (лицом друг другу; спиной друг к другу), стоя на коленях (лицом друг другу; спиной друг к другу; ребенок спиной к взрослому), лежа на спине (головой друг к другу; ногами друг к другу), лежа на животе (головой друг к другу). Количество упражнений 6-7 , дозировка - 3-4 раза.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса .

  • Упражнения для кистей рук сопровождающиеся стихами и речитативами. Игровые упражнения для пальцев рук включаются в основную часть каждого занятия перед выполнением ОРУ как с предметами (мяч, палка, обруч), так и без них («Елка», «Корзина» и др.).
  • Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки - поднимание рук вперед, в стороны, вверх, поднимание рук через стороны вверх; взявшись руками за палку, обруч, мяч поднимание предмета вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

  • Повороты в стороны (стоя на коленях, ребенок распложен спиной к родителю, ноги расположены между ног родителя, у ребенка руки на поясе, взрослый поддерживает их; ребенок, сидя спиной к взрослому на гимнастической скамейке, руки разводит в стороны, взрослый держит руки ребенка; стоя на коленях, спиной друг к другу, поворот с передачей мяча и др.).
  • Наклоны вперед (сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому; сидят на полу, друг напротив друга, держась за гимнастическую палку, взрослый наклоняется вперед, ребенок назад и др.).
  • Наклоны в стороны (стоя друг напротив друга, взявшись за руки; стоя на коленях друг напротив друга, держась за гимнастическую палку и др.).
  • Одновременно поднимать, опускать ноги, лежа на спине, головой друг к другу (держась руками за гимнастическую палку, обруч).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

  • Одновременно подниматься на носки.
  • Приседания (одновременное, стоя лицом друг к другу, спиной друг к другу, взявшись за руки; боком друг к другу – обнявшись; поочередно приседание, стоя лицом друг к другу – ребенок приседает, взрослый стоит, затем взрослый приседает, ребенок стоит и др.).
  • Поочередно поднимать, опускать то одну, то другую ногу из исходных положений сидя (ребенок спиной к взрослому), лежа на животе друг напротив друга руками держась за гимнастическую палку.
  • Ходьба по канату в паре, опираясь носками о пол, пятками о канат.
  • Перекладывание предметов (маленьких игрушек), прокатывание массажных мячей, складывание платочка.

Музыкально-подвижные игры

« Солнышко и дождик», «Птички в гнёздышках», «Игра с мячом» и др.

Игровой самомассаж и массаж.

И родителям и детям предлагается игровой самомассаж – упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела (лица, ушных раковин, шеи, туловища, рук, ног) в игровой форме во вводной части каждого занятия и иногда в заключительной части занятия – самомассаж ног, стопы с помощью массажных мячей. Родители осуществляют массаж стопы, голени, бедра ребенка.

Игроритмика.

Пластические этюды («Карусель»), игровые хороводы («Плетенка», «Путанка»), упражнения для согласования движений с музыкой используются в основной части занятий.

Психогимнастические этюды, релаксационные упражнения

В конце каждого занятия предлагаются игровые ситуации, способствующие расслаблению организма участников занятия, стимулирующие межличностное общение детей и взрослых, создающие атмосферу эмоционального комфорта. Это игровые упражнения, и релаксационные упражнения(«Морские волны», «Сны цирковых артистов» и др.).

Методические приемы обучения.

На протяжении всего занятия инструктор дает четкие указания детско-родительской паре, например: «Дети идут на носках, руки вверх, взрослые, встав позади ребенка, берут его за вытянутые руки». При проведении общеразвивающих упражнений инструктор по физической культуре объясняет и показывает упражнения в паре с психологом (воспитателем) или демонстрирует упражнение на детско-родительской паре. Инструктор контролирует выполнение упражнений и помогает взрослым и детям выполнять упражнения правильно. Важно, чтобы на занятии особое внимание уделялось общению родителей с детьми. Взрослый и ребенок советуются друг с другом, сообща придумывают упражнения, высказывают друг другу пожелания в конце занятия, а также обнимают и целуют друг друга.

Музыкальное сопровождение на занятиях.

Музыка позволяет сделать каждое занятие интересным и неповторимым. Она сопровождает вводную часть занятия, основные движения, подвижные игры и заключительную часть занятия. Музыка помогает и взрослым и детям войти в образ, будь то цирковые артисты или туристы и выразить свои чувства и эмоции через движение.

Физкультурный инвентарь и оборудование, используемое на занятиях.

Для усиления эффективности выполнения физических упражнений в детско-родительской паре на занятиях использовалось разнообразное физкультурное оборудование. Это шнуры плетеные, мячи, обручи, гимнастические палки, маты, модули, гимнастические скамейки, стенка гимнастическая

Совместные физкультурные занятия родителей с детьми 5-6 года жизни посредством тесного сотрудничества инструктора по физической культуре и психолога позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха.

Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Методика проведения физкультурного досуга

  1. Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.
  2. Организуется 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.
  3. Предназначается для одной - двух групп дошкольного возраста.
  4. Проводится в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении так и на воздухе.
  5. Длительность: младшая - средняя групп- 20-30 минут

Старшая - подготовительная – 35-50 минут

  1. В младшем и среднем возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
  2. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным общественным праздникам.
  3. Следует использовать музыкальное сопровождение.
  4. Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

Задачи педагога при проведении досуга

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Варианты физкультурного досуга

1.Сюжетные (с Мл.гр)

«Петрушка пришёл в гости», «Весёлый праздник», «В гостях у сказки», «Зиму мы встречаем, весело граем», «Выручаем Айболита»

2.Знакомые подвижные игры и танцах (с Мл.гр)

3.Весёлые старты (с Ст.гр)

«Друзья – соперники», «Зов джунглей», «Мы сильные, смелые, ловкие»

Разрабатывая сценарии досугов, необходимо творчески подходить к выбору темы и форме проведения.

По тематике досуги можно условно разделить на 4 основные группы.

1. Развлекательные. "Весёлые старты ", "Петрушкины забавы " и др.

2. Познавательные. "Спортивная викторина".

3. Нравственно – патриотические. "Папа, мама, я - спортивная семья ", "Народные забавы "

4. Воспитывающие привычку к здоровому образу жизни. "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья ", "Чистота - залог здоровья ".

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей , подчинением личных интересов интересам всей команды, а так же тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Для координации детей и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команды капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

В каждой иге-эстафете одновременно решается ряд задач . Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал и т.д. Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

В играх эстафетах для детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают следующие виды движений и их сочетания:

  • бег с метанием;
  • бег с подлезанием под различные снаряды и с перелазанием через препятсвия;
  • бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
  • бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
  • бег с ведением мяча одной рукой;
  • бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
  • бег «змейкой» между предметами;
  • передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам и др.

В каждой игре-эстафете, в зависимости от её сложности, может содержаться от 2 до 5 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.

На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, чёткости выполнения движений, постепенно увеличивая скорость. Усложнённые варианты эстафет можно предлагать после освоения детьми основных правил.

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:

  • постепенно увеличить количество препятствий в игре;
  • изменить последовательность выполнения задания;
  • изменить способы выполнения задания;
  • вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх);
  • менять величину вес предметов;
  • увеличить площадку для игр;
  • усложнить правила;
  • усложнить взаимоотношения между детьми (передвигаться парами, тройками и др.);
  • изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лёжа на животе и др.)
  • использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали).

Одна игра-эстафета может быть использована на 2-3-х занятиях подряд, затем на последующих занятиях используются более сложные её варианты со сменой способа передвижения или с использованием другого оборудования.

Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остаётся высокой, т.к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты педагогу необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.

По интенсивности нагрузки различают 3 группы игр-эстафет: малой, средней и большой подвижность.

  1. К играм-эстафетам малой подвижность относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием.

Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очерёдности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 сек., повторятся такая эстафета до 5 раз.

  1. Средней подвижности : увеличивается количество препятствий, используются крупный и мелкий инвентарь оборудование, водятся дополнительные движения.

К играм-эстафетам средней подвижности исходные положения детей могут быть у колонну по одному, по два, сидя и т.п. Продолжительность игрового задания около 30 сек., повторяется эстафета не боле 3 раз.

  1. Большой подвижности: это игры эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Добавляются более сложные препятствия, исходные положения. Продолжительность игрового задания 45-90 сек. Повторять эти задания можно не белее 1-2 раз.

По способу действия участников различают:

  • Индивидуальные или личные
  • Коллективные или командные
  • Индивидуально-коллективные

Индивидуальные или личные (доступны детям с 5-ти лет и проходят по принципу «кто лучше?»). Такое соревнование даёт возможность оценить качество выполнения движений каждым ребёнком. Наиболее рационально применять его в начале овладения двигательным навыком.

Коллективные или командные проходят про принципу «чья команда выполнит быстрее или лучше?». Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

Индивидуально-коллективные проходит по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет так команда, в которой больше победителей». Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы.

По количеству включаемых заданий : простые и сложные

Простые эстафеты – включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос мяча, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.

Сложные эстафеты – включают более двух заданий.

По требованием к выполнению заданий: строго регламентированные и произвольные

  • Строго регламентированные выполняется заранее утверждённым способом. Педагог во время объяснения задания игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания.
  • Произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

По характеру перемещения : линейные, встречные и круговые

  • Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.
  • Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную строну площадки, передаёт эстафету первому игроку второй части команды и встаёт в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки.
  • В круговых эстафетах игроки или сами перемешаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету по кругу.

По способу действий участников эстафеты делятся на индивидуальные и коллективные .

  • В индивидуальных – все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с продвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями.
  • В коллективных эстафетах участники передвигаются группами: движения выполняются двойками, тройками или всей командой.

По направлению движений эстафеты могут быть:

  • С продвижением вперёд (Ср.гр);
  • С продвижением вперёд до ориентира и обратно (Ср.гр);
  • С продвижением вперёд оббегая ориентир и обратно ;
  • С продвижением вперёд змейкой оббегая два ориентира и обратно (Ст.гр);
  • С продвижением вперёд змейкой оббегая ориентиры, а обратно бегом по прямой (Ст.гр);
  • С продвижением вперёд змейкой оббегая ориентиры и обратно так же.

Методика проведения игр-эстафет

Подбор эстафет

При проведении игр-эстафет необходимо учитывать:

  1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх эстафетах (закрепление техники движений, развитие физических качеств, коллективизм и творчество).
  2. Форму занятий, в которое включена эстафета.
  3. Количество участников, пол и возрастные особенности детей, их умения, навыки и возможности.
  4. Условия и место проведения игры-эстафеты: размеры зала, наличие инвентаря.
  5. Состояние участников: характер их деятельности пред игрой-эстафетой и непосредственно после эстафеты.

Подготовка места для игры-эстафеты:

  1. Обозначить линию старта.
  2. Линию поворота (не менее чем 1,5 м. от стены).
  3. Подготовит необходимый инвентарь, проверить расстояние между снарядами, их параллельность.
  4. Подготовить места для «болельщиков».
  5. Придумать награды.
  6. Подготовить музыкальное сопровождение.

Комплектование команд

1.Количество команд (2-4)

Варианты разделения на команды :

  • Расчёт на 1-й – 2-й;
  • Назначение капитанов команд, которые по очереди выбирают себе игроков;
  • Жеребьёвки;

2. Команды

  • выбирают капитанов (если их ещё не выбрали);
  • придумывают название своей команде;
  • возможно придумать девиз (обычно с подсказки педагога);
  • одевают эмблемы;

Построение команд

Варианты построения команд:

  • по росту
  • построение уступами
  • в шеренгу

Для развития выдержки и для того, чтобы дети не нарушали своё и.п.:

  • сидя
  • лёжа на животе

Действия педагога:

  • объяснение игровых заданий;
  • показ действий и их последовательности на площадке;
  • регулирование физической и эмоциональной нагрузки;
  • начисление очков за победу;
  • следит за выполнением правил.

Объяснение эстафет должно быть очень кратким, чётким, понятным. После расстановки детям сообщается:

  • название и цель эстафеты;
  • содержание;
  • перечисляются основные правила;
  • условные сигналы для начала и окончания эстафеты.

Правила передачи эстафеты:

  • если эстафета проводится без пособий, то передаётся эстафета касанием ладони по ладони;
  • если эстафета проводится с пособиями, то передаётся предмет или передача эстафеты происходит касанием ладони по плечу.

Правила проведения эстафеты:

  • движения выполняются строго по очереди;
  • игрок, который заканчивает эстафету должен поднять руку вверх;
  • игрок, который заканчивает эстафету должен поднять руку вверх (или предмет);
  • Эстафета продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят задание;
  • Следующий игрок начинает движение только тогда, когда предыдущий передаст ему эстафету.

Начисление очков:

  • За каждую эстафету команды получают очки;
  • Можно ввести снятие очков (за плохую дисциплину, не соблюдение правил).

Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда-победитель объявляется последней. Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями. Педагогу необходимо подбадривать детей, вспоминать их успехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям участвовавшим в соревновании вручаются индивидуальные призы.

Таким образом, использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.

Физкультурно-спортивный праздник – это одна из форм активного отдыха детей и взрослых, содержание которой представлено разнообразными видами физических упражнений, в сочетании с элементами театральности, хореографии, пения, шуточных викторин и аттракционов.

Важнейший результат праздника – это радость от участия, победы, общения, совместной развлекательной деятельности.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью единством цели и общими задачами.

Классификация физкультурно-спортивных праздников

1.По доминирующей задаче:

  • Формирование здорового образа жизни

«Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «В гостях у Айболита»

Пра­вильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют формировать положительное от­ношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

  • Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира

Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».

  • Позабавить детей, доставить им удовольствие

Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п.

  • Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности

Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».

  • Демонстрировать спортивные достижения

Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок»).

  • Воспитывать интерес к народным традициям

Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.

  • Формировать познавательную активность

Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.

  • Воспитывать нравственные качества

Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть).

2.По двигательному содержанию:

  • Комбинированный

Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

  • На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.).

Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр. Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.

  • На основе спортивных упражнений

Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

  • На основе подвижных игр, аттракционов, забав

Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

  • Интегрированные

3.По методам:

  • Игровые (проводятся с детьми всех возрастов)
  • Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет)

Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.

  • Сюжетные

Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.

  • Творческие

Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.

4.По месту проведения:

  • на спортивной площадке или стадионе
  • в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке)
  • в спортивном зале
  • в бассейне

5.По составу участников:

  • Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
  • Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками являются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сюжетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.
  • Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры.

6 .По использованию оборудования, инвентаря, пособий:

  • С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря
  • С использованием природного материала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
  • С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п.

7.В зависимости от сезона : (Это четыре сезонных праздника).

Методика организации праздника

Подготовка к празднику :

  • это составление сценария
  • распределение ролей и обязанностей между участниками
  • подбор музыкального сопровождения
  • оформление площадки или зала
  • подготовка спортивной формы
  • эмблем, приглашений и т.п.

При составлении плана-сценария праздника необходимо

Обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

Предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;

Чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);

Предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

Сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Сценарии праздников обычно предусматривают выступления детей, читающих стихи, исполняющих песни, фокусы.

Проведение праздни ка необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Жела­тельно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение.

Облегчить задачу проведения праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая (вводная) часть может быть организована в форме парада участников. Хорошей традицией может исполнение коллективного танца и просто выполнение ОРУ под музыку, неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и потехах.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка.

Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.

На празднике с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Ведущему нужно быть весьма деликатным при подведении итогов: дети ранимы, они не могут адекватно оценить свои способности и болезненно переживают неудачи. Поэтому необходимо, во-первых, правильно сформировать команды: они должны быть приблизительно одинаковы по силам и с равным количеством мальчиков и девочек; во-вторых, тактично говорить о победах и поражениях, поддерживать в детях дух оптимизма, уверенность. В конце праздника можно запланировать такую игру, в которой победа проигрывающей команды гарантирована.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними, вместе разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае представление должно быть зрелищным и веселым и сопровождаться музыкой, необычными звуками (так, свист извещает о появлении Соловья-разбойника, цоканье копыт - тройки). Если праздник проводится в помещении, можно применить световые эффекты (внезапное отключение света, освещение места появления героя фонарями и т.п.).

Заключительную часть праздника уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», организовать массовый танец.

Награждение должно проходить торжественно и весело.

Длительность праздника не превышает 45 мин - 1 ч.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребёнку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Любой праздник – всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди – папа и мама.


Татьяна Капилевич
Совместное занятие для родителей и детей «Счастливы вместе»

Совместное занятие

для родителей и детей,

направленное на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей

«Счастливы вместе».

4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.

Цели занятия:

Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности;

Создание положительного эмоционального настроя;

Развитие коммуникативных навыков;

Обучение родителей приемам работы с детьми;

Развитие творческого мышления;

Укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование:

4 листа ватмана, гуашь, кисточки, ёмкости для воды;

простые и цветные карандаши, фломастеры;

цветная бумага, мишура, клей, ленты, лоскутки ткани; нитки;

интересная вещица или игрушка (для передачи из рук в руки);

свеча, запись детской песенки «У жирафа пятна…»;

яблоки на нитке (по количеству детей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться.

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Участники стоят или сидят на стульях, образуя круг, держась за руки. Затем каждый из участников по очереди должен подмигнуть соседу справа и назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и несколько слов о себе.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО.»

Ведущий поочередно дает задание: встаньте те, кто., похлопайте в ладоши те, кто., потопайте ногами те, кто:

Любит смеяться, спать;

Любит смотреть мультики;

Любит плавать и нырять;

У кого светлые волосы; у кого темные глаза;

Больше всех любит мороженое;

Любит нарушать дисциплину;

Радуется плохой погоде;

У кого дома живет крокодил, попугай и т. д.

3. УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ЛЮБИМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ…»

Участники сидят на стульях в круге, передавая из рук в руки какой-нибудь интересный предмет (колокольчик, ракушку) или игрушку, по очереди делают следующие сообщения:….

Ведущий предварительно говорит:

Вспомните свои замечательные умения и навыки, чем вы

гордитесь и занимаетесь вместе всей семьёй, общие дела, хобби и т. д. Может быть, вы любите путешествовать вместе или ловить рыбу, ходить в бассейн, лепить пельмени, собирать грибы, играть в лото или делать зарядку вместе и т. д. После окончания упражнения, все хором говорят: «МЫ - МОЛОДЦЫ. МЫ – УМНИЦЫ»!

4. УПРАЖНЕНИЕ «ЯБЛОКО НА НИТКЕ»

Ведущий говорит:

Ребята, когда вы были маленькими, ваши родители ухаживали за вами, помогали одеваться, раздеваться, кормили с ложечки и т. д. Теперь вы подросли и многому научились. Я предлагаю вам угостить своих пап и мам яблоками, но необычным способом. Правила кормления: держать яблоко можно только за нитку, которая к нему привязана, то есть, на вису, по очереди поднося то к папе, то к маме, а они в свою очередь должны будут откусить кусочек. Каждый ребёнок кормит своих родителей. Через 5 минут мы вместе определим: чья семья больше съела.

5. ИГРА «ПУТАНКА».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ведущий говорит:

Дети, вы видели когда-нибудь пауков? Какие они? (Ответы детей) Они очень ловко умеют плести свою паутину. Сейчас я выйду из кабинета, а вы вместе с родителями попробуете, как пауки, сплести большую, красивую, ажурную паутину, а я потом постараюсь осторожно распутать её так, чтобы никому не было больно или неприятно. (Ведущий выходит за дверь).

Дети и родители берутся за руки, становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась «путанка», ведущий возвращается в кабинет и пытается распутать то, что получилось, так же, не разнимая рук участников игры.

6. УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ СЧАСТЬЯ»

Цель: развитие творческих способностей.

Упражнение выполняется в подгруппах. В каждую подгруппу входят члены одной семьи. Каждой подгруппе выдается по большому листу ватмана. По команде ведущего все начинают рисовать, клеить, мастерить, создавать свой остров счастья. Через определенное время (5-7 минут) ведущий просит участников поменяться листами ватмана и продолжить работу над созданием теперь уже другого острова. Затем снова происходит обмен листами. Работа продолжается до тех пор, пока к каждой подгруппе не вернется их произведение. По окончании проводится обсуждение (Например: Что общего на всех этих картинах? Что такое счастье?)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ведущий включает запись детской песенки «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» и просит всех участников дотрагиваться до тех частей тела, о которых поётся в песне, имитируя движения, по желанию - можно подпевать.

8. УПРАЖНЕНИЕ «ПИРАМИДА ЛЮБВИ».

Участники стоят в кругу,

ведущий говорит:

Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чувство и все мы его выражаем.

Давайте встанем и построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди.

Почувствуйте тепло рук, сосредоточьтесь на прикосновении!

Посмотрите, какая большая получилась пирамида! Большая потому, что в каждом нашем сердце живёт много, много любви. И ещё потому, что мы любим друг друга.

9. РЕФЛЕКСИЯ. УПРАЖНЕНИЕ «СВЕЧА»

Сидя в круге, участники передают друг другу зажженную свечу. Тот, у кого в руках свеча, высказывает свое мнение о занятии.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «РУКА В РУКЕ»

наше занятие подошло к концу. Прошу вас взяться за руки и сосредоточить внимание на моих словах:

«Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила.

Не оставим вдалеке мы друг друга. Нам под силу!»

А теперь давайте вместе хором скажем друг другу: «Спасибо!».

Организация: МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Нефтеюганск

Целевые ориентиры:

  1. Способствовать созданию атмосферы радости и веселья, доверительности и защищенности.
  2. Расширять у детей двигательный опыт.
  3. Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, смелость.
  4. Содействовать эмоциональному сближению родителей с ребенком.

Оборудование : дидактическое пособие «Волшебный парашют», мячи из сухого бассейна, ручной мяч по количеству детей и мам, музыкальное сопровождение В.И. Шаинский «Вместе весело шагать»

Ход занятия

I Вводная часть.

Построение в шеренгу.

Инструктор: - В шеренгу становись!

Равняйсь! Смирно! Вольно!

Сообщение темы и цели занятия

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые ребята и родители! Я очень рада, что вы нашли время и пришли позаниматься физкультурой со своими детьми. Возьмите за руку своих детей, пожелайте друг другу удачи. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое счастье?» (Ответы детей и мам: счастье – это когда светит солнце и небо голубое; счастье – это когда все друзья вместе с тобой; счастье – это когда вместе с мамой и папой катаемся на карусели; счастье – это когда мы смотрели салют; счастье - это когда все люди веселые и здоровые).

Инструктор: Да, уважаемые мамы и ребята, все это верно. И самое главное счастье – это, прежде всего, здоровье. Сегодня я предлагаю, вам совершить путешествие в «Страну Счастья», где мы вместе будем выполнять упражнения, играть и главное - укреплять свое здоровье. Вы готовы? Тогда вперед!

Упражнение «Поезд». Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.

Педагог – психолог: В «Страну счастья» мы отправимся на поезде.

Инструкция: «Встаём в круг и рассчитываемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда».

Инструктор: Продолжаем наше путешествие. (Звучит музыка В.И. Шаинский «Вместе весело шагать»)

Направо! Раз, два!

Налево в обход по залу, шагом-марш!

Ходьба в колонне по одному по периметру зала;

Ходьба на носках, руки в стороны;

Ходьба на пятках, руки за головой;

Ходьба перекатом с пятки на носок;

Ходьба по массажным «островкам»;

- ходьба - «Парные ножки» (дети встают на ноги родителям, и они вместе передвигаются по кругу).

Бег в среднем темпе в чередовании с бегом с захлестыванием и выбрасыванием прямых ног.

Этюд «Тень». Цель этюда: тренировка выразительности движений.

Педагог – психолог: Приглашаю вас поиграть, игра называется «Тень». Два человека идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага позади. «Тень» должна точно воспроизвести все действия первого идущего, который может то сорвать цветок на обочине, то нагнется за красивым камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п. Мама идёт впереди, а ребёнок будет её тенью. Готовы? Вперёд!

II Основная часть.

Инструктор: Внимание, вот мы и прибыли в «Страну счастья». (Построение в круг возле «Волшебного парашюта»).

Основные виды движения

1. Ведение мяча ногой вокруг парашюта, руки за спиной. Остановка ногой, по сигналу, руки в стороны.

2. Отбивание мяча одной рукой, стоя на месте (дети и мамы стоят спиной к парашюту и выполняют задание).

3. Подбрасывание мяча с хлопком над головой.

Игровое упражнение «Салют».

Инструкция: «Ребята, положите на парашют все шарик из сухого бассейна. Все вместе берёмся за петли на краях парашюта и медленно поднимаем его, говоря «раз, два, три!». После слова «три!» бросаем шарики вверх». (Упражнение повторить 2-3 раза).

Игра «Радуга».

Описание игры: Дети держат парашют двумя руками за петельки на краях, встав вокруг парашюта таким образом, что каждому достается сектор определенного цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят слова: Раз, два, три, Радуга взлети! Инструктор выбирает два не расположенных рядом цвета и называет их. Ребята, резко вскинув руки, поднимают парашют вверх, образуя купол, а дети и их мамы, стоявшие у сектора названного цвета, быстро пробегают под ним. Так инструктор называет все цвета. Главное – внимательно слушать и быстро реагировать!

III Заключительная часть

Релаксация «Волшебные облака»

Воспитатель : Предлагаю вам лечь на тот сектор парашюта, который нравится, головой к центру. Я буду произносить слова, а вы показывайте мимикой.

По небу плыли облака, и я на них смотрел. И два похожих облачка найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь и даже щурил глаз. А что увидел я, то вам я расскажу сейчас:

Вот облачко веселое смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

А вот другое облачко... расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

И вдруг по небу грозное страшилище летит. И кулаком громадным сердито мне грозит.

А маленькое облачко над озером плывет, И удивленно облачко приоткрывает рот:

Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? Такой мохнатый, мягонький, летим и ты со мной!

Так очень долго я играл и вам хочу сказать, Что два похожих облачка не смог я отыскать.

Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

Мышцы лица расслабляют­ся, появляется улыбка.

Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.

Выражение страха: глаза широко раскрыты, рот буквой «О»,

лицо напряжено.

Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.

Потянулись, а теперь откройте глаза, потому что нам пора возвращаться в наш детский сад

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей и родителей).

Упражнение «Аплодисменты». Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Педагог – психолог: И в завершение я предлагаю вам представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Совместное занятие родителей и детей №3

"Только вместе!"

Задачи:

  • исследование и развитие навыков взаимодействия;
  • расширение возможности понимания друг друга;
  • улучшение своих взаимоотношений с ребенком через телесный контакт;
  • формирование чувства близости между родителями и детьми;
  • развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

Здравствуйте. У нас сегодня с вами совместное занятие и мы продолжим играть, развиваться и наслаждаться жизнью. Как вы и помните все игры будут связаны с телом. Общаться друг с другом мы тоже будем через тело. Мы также в основном будем работать в парах. И будут игры, где будут учувствовать все члены нашей команды для сплочения группы и поддержки наших детей.

Сбор ожиданий:

  • Поделитесь, с каким настроением вы сегодня пришли?
  • Закончите фразу: "Сегодня замечательный день, потому что..."
  • Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
  1. Игра «Приветствие»

Давайте начнем нашу встречу с игры "Паровозик с именем". (Цель - настроить на совместную работу.)

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Ле-на, Ле-на...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю.... Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь... выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя.

И так до тех пор, пока все участники не примут участие в игре. Отлично!

2. Упражнение «Папа, мама, давайте играть!»

Дети с родителями образуют пары и рассказывают стихотворение, выполняя движения:

Папа, мама, не спешите, не спешите,

(Ребенок с родителем, взявшись за руки, делают руками движения внутрь
и наружу.).

Все дела на завтра, на завтра отложите.

(Отводят в сторону правую руку, затем левую.)

А сегодня поиграйте вы со мной.

(Играют в ладушки.) .

Только, чур, не говорите,

Только, чур, не говорите,

(Дети смотрят на мам и грозят им шутливо пальчиком.) Завтра, милый мой!

(Дети и родители делают взмах правой рукой вперед.)

Папа, мама, будем играть,

Все дела должны подождать!

(Играют в «ладушки»).

3. Игра «Нос к носу»

Инструкция. Станьте со своей мамой друг против друга примерно на расстоянии вытянутой руки. Один из вас закрывает глаза и очень-очень медленно идет вперед, пока не найдет кончиком своего носа нос партнера. (Затем дайте возможность потренироваться его партнеру)

Снова встаньте друг против друга на расстояние вытянутой руки. Оба закройте глаза и попробуйте одновременно пойти навстречу друг другу, так чтобы кончики ваших носов соприкоснулись. Двигайтесь очень-очень медленно и плавно, внимательно прислушиваясь. Возможно, вы услышите, как дышит ваш партнер, и ваши уши подскажут вам путь...

А теперь почувствуйте без слов кто у вас будет ведущим и попытайтесь не прерывая связь провести за собой ведомого какое-то расстояние. Цель ведомого не потеряться, довериться ведущему, а цель ведущего сделать все, чтобы ведомый вам доверился и чтобы связь эта не прервалась.

Обсуждение:

  • Как вам было выполнять это упражнение?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Легко ли нашли кончик носа своего партнера?
  • Как вы определились с ролью ведущего и ведомого? Удалось ли договориться без слов?
  • Сохранилась ли связь до конца игры?

4. Упражнение «Сиамские близнецы»

Мама с ребенком объединяются в пару. Становятся плотно друг к другу плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки и начинают движение вперед вместе. Предложить им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать и т.д.

По окончании упражнения идет обсуждение:

  • понравилось ли упражнение?
  • что запомнилось?
  • что не понравилось и почему?

Удалось ли одновременно выполнять задания?

5. Игра "Каким т ы был... Каким ты будешь...»

Детям предлагается взять интервью у родителей, используя вопросы:

«Какая у тебя в детстве была любимая игрушка?», «Во что ты больше, всего любил(а) играть?», «Как тебя называла твоя мама?» и т. д. После этого дети рассказывают группе, какими были их мама и папа, когда были маленькие. Затем родителям предлагается обсудить следующие вопросы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе маленьком(ой) ?», «Какие ощущения у вас возникли?».

Родители обращаются к своим детям: «Хочешь, я скажу тебе, каким ты будешь через десять лет, через год, через день - будешь красивым, уверенным в себе, сильным, добрым, у тебя будут хорошие друзья...»

Психологический комментарий: родителям не надо бояться запрограммировать своего ребенка на хороший жизненный сценарий. Однако не стой, забывать о том, что слишком часто источник несчастья в завышенных притязаниях.

6. Изотерапия «Совместное рисование без слов»

Ребенок ложится на большой лист бумаги (развернутый рулон обоев), родитель обводит его контур карандашом. Затем они вместе красками дорисовывают портрет ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли было договориться друг с другом?

Приятно ли бы рисовать вместе?

Что вы чувствовали при этом?

7. Обратная связь по тренингу:

1. Произошли ли по Вашему мнению, какие-то изменения (если произошли, то какие) в результате занятий:

В поведении или эмоциональной сфере Вашего ребенка;

В Ваших взаимоотношениях с ребенком;

В Ваших взаимоотношениях в семье;

В Вас самих.

2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для Вас и Вашего ребенка?

3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными?

Для детей

Для родителей

Для гармонизации внутрисемейных отношений

5. Какие открытия Вы сделали для себя в ходе работы в группе?

6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч)

8. Упражнение "Спасибо"

Все участники "броуновского движения" должны заглянуть в глаза каждому и сказать спасибо.

9. Арт-техника "След на память"

Цель: закреление позитивного опыта взаимодействия в группе, подведение итогов.

Участникам предлагают в завершении цикла занятий оставить свой след разноцветными ладошками на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно по желанию. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем его необходимо подписать.




Лучшие статьи по теме