Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Редакторы
  • Реформа пенсионной системы в году. Пенсионная реформа в России (2013—2015). Ход реформы академий наук

Реформа пенсионной системы в году. Пенсионная реформа в России (2013—2015). Ход реформы академий наук

Андрей Дегтев – эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Нововведения в пенсионной сфере появляются столь же стремительно, как и отменяются. Однако в условиях кризиса будущее пенсионеров выглядит весьма туманно.

Уже не первый год развивается захватывающий сюжет с российской пенсионной системой . Не успели люди привыкнуть к новым порядкам, установленным в результате пенсионной реформы 2002 года, как началась новая реформа 2013-2015 годов. Несмотря на то, что с января 2015 года накопительная часть пенсии была сохранена и переведена на добровольную основу, практически тут же в правительстве развязалась дискуссия о возможности её полной ликвидации. В апреле в этом споре, казалось бы, . Дмитрий Медведев объявил о сохранении накопительной части пенсии и поручил произвести расчеты бюджета, исходя из этого решения. Однако уже в июне появилась информация о том, что в правительстве обсуждается возможность заморозки накопительной части пенсии в 2016 году. Если этому будет суждено состояться, то накопления граждан будут изъяты из накопительной пенсионной системы уже третий год подряд. Министр финансов Антон Силуанов поспешил опровергнуть сообщение о том, что продление моратория на накопительную часть пенсии стоит на повестке дня. Однако одновременно с этим бурное обсуждение получила ещё одна тема – индексация пенсий в 2016 году. Минфин предлагает увеличить пенсии в следующем году не на размер фактической инфляции – 11,9%, а на величину того роста цен, который предусматривался прошлогодним законом о бюджете, то есть на 5,5%. Социальный блок правительства во главе с Ольгой Голодец настаивает на индексации в полном размере. Пока что правительство так и не решилось вынести окончательный вердикт. Тем временем пенсионеры ждут результата: ведь от конечного решения властей будет зависеть, насколько просядет их покупательная способность на фоне общего падения уровня жизни в стране.

Между тем, для тех, кто примерно представляет, в каком положении находится российская экономика и какова демографическая ситуация в стране, нет сомнений относительно вероятного будущего пенсионной системы: размер пенсий, видимо, будет сокращаться, а изъятия средств из накопительной пенсионной системы в бюджет, скорее всего, продолжатся, не исключая вероятности её полной ликвидации.

Для чего нужна накопительная часть пенсии

Накопительная часть пенсии появилась в России в результате реформы 2002 года. Главная причина её введения заключается в постоянно снижающейся способности распределительной пенсионной системы обеспечивать текущие выплаты пенсионерам. Постоянное старение населения ведёт к изменению соотношения количества работающих и пенсионеров. На данный момент в России работают по найму примерно 50 млн человек, а пенсию получают около 39 млн. При сохранении текущей демографической динамики к 2050 году на 37 млн работающих будет приходиться 44 млн пенсионеров. При этом, средств, перечисляемых в бюджет за счёт взносов работающих, недостаточно для содержания уже нынешних пенсионеров. Многие страны мира, столкнувшиеся с аналогичной проблемой старения населения, попытались найти выход в виде накопительной пенсионной системы, в рамках которой отчисления работающих граждан аккумулируются на их личных счётах в финансовых учреждениях, а не направляются на выплату пенсий действующим пенсионерам. Кроме того, пенсионные деньги становятся важным финансовым ресурсом, так как могут быть инвестированы в коммерческие проекты и финансовые инструменты. А так как пенсионные накопления имеют долговременный характер, они обеспечивают источник длинных денег.

Накопительная часть пенсии в России

Введённая в 2002 году пенсионная система подразумевала разделение пенсии на страховую и накопительную части. Первая начислялась в рамках распределительной системы. Вторая подразумевала накопительный элемент, который, был обязателен. Гражданин не мог отказаться от участия в накопительной пенсионной системе, он мог лишь выбрать, кому доверить управление своими средствами – Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР) или же негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или управляющей компании (УК).

Однако у введения накопительного пенсионного элемента есть большой минус. Средства, перечисляемые в накопительную часть, не могут быть использованы на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Поэтому в текущем пенсионном бюджете образуется дыра, которую приходится компенсировать за счёт средств, изначально не имевших пенсионное предназначение. Так, ежегодные переводы из российского федерального бюджета в ПФР для обеспечения выплат страховых пенсий доходят до трёх триллионов рублей. Именно поэтому с самого начала своего существования накопительный элемент провоцировал соблазн властей отменить его или хотя бы вернуть часть накоплений в распределительный пенсионный контур. Первый шаг к этому был сделан, когда была задумана новая реформа пенсионной системы 2013-2015 годов. Она ввела возможность участия в системе пенсионных накоплений на добровольной основе. Лица 1967 года рождения и моложе, пожелавшие обеспечить себе накопительную часть пенсии, должны выбрать НПФ или УК до 31 декабря текущего года. В этом случае выплачиваемые за них работодателем взносы будут распределяться между страховой (16%) и накопительной (6%) частями пенсии. У не решившихся на участие в накопительной системе «молчунов» весь объём взносов (22%) будет перечисляться в страховую часть пенсии. Это означает, что деньги будут использоваться на выплаты пенсий действующим пенсионерам, однако от размера выплаченных взносов будет зависеть количество пенсионных баллов, из которых затем сложится размер страховой пенсии будущего пенсионера. Реформа, очевидно, была рассчитана на то, чтобы уменьшить масштабы участия населения в системе пенсионных накоплений и, тем самым, высвободить часть средств на текущие бюджетные расходы. Однако этого оказалось недостаточно, и в 2013 году было объявлено о введении моратория на перечисление взносов в накопительную часть пенсии в течение 2014 года. Эти средства в размере 243 млрд руб. были переданы в страховую часть пенсионной системы. Официальным предлогом было названо реформирование негосударственных пенсионных фондов. Их должны были преобразовать из некоммерческих организаций в акционерные общества. По истечении года деньги даже обещали вернуть в НПФ. Однако к лету 2014 года, когда министр финансов Антон Силуанов признался, что указанные средства пошли на антикризисные меры и решение проблем в связи с присоединением Крыма, стало ясно, что увидеть эти деньги на своих накопительных счетах налогоплательщикам не суждено. Эти средства лишь пополнят их права в страховой части пенсии. Ещё одним сюрпризом прошлым летом стало решение правительства продлить пенсионный мораторий и на 2015 год, что позволило бюджету сэкономить дополнительно 309 млрд руб. Несмотря на то, что в 2016 году замораживать пенсионные накопления пока не собираются, такая вероятность не исключена, так как в условиях упавших цен на нефть бюджет испытывает острейшую нехватку средств.

Причины бюджетных затруднений

Однако нехватка бюджетных средств обусловлена далеко не только старением населения. Главная причина заключается в экономическом кризисе, ставшем результатом бесперспективности российской экономической модели. Потенциал любого бюджета зависит от размера налогооблагаемой базы и её структуры. На протяжении последних лет ключевая доля российского федерального бюджета приходилась на нефтегазовые доходы – более 50%. Продажей энергоресурсов был обеспечен и импорт. Показательно, что объём экспорта сырья примерно соответствовал стоимости совокупного импорта. Таким образом, существенная доля российского рынка была представлена не собственным производством, а импортом, который, в свою очередь осуществлялся за счёт валютных ресурсов, полученных от экспорта нефти и газа. Попадая на валютный рынок, нефтедоллары обеспечивали прирост банковской ликвидности. К сожалению, возможность использования природной ренты для реиндустриализации экономики в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры не была использована. На фоне пополнения бюджетных и золотовалютных резервов доля капиталовложений оставалась в районе мизерных 20-22% от ВВП, а количество предприятий, занимающихся инновациями, так и не превысило 11%. Как результат, уже в 2013 году начались кризисные явления, а после падения цен на нефть и закрытия для России рынка зарубежных кредитов экономика окончательно вышла из равновесия. Потеря нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году составила 2,2 трлн руб. В 2016-2018 она составит ещё 4 трлн руб. В результате, возник сильнейший дефицит федерального бюджета в размере 2,7 трлн руб., или 3,7% от ВВП. Ввиду взаимозависимости рынков и производственных цепочек выпадение сырьевых доходов провоцирует снижение производственных показателей в большинстве отраслей, а не только в ТЭК. Падение ВВП в июне текущего года по отношению к июню предыдущего составило 4,2%. Снижение производства влечёт за собой дальнейшее сжатие налогооблагаемой базы, что ведёт к уменьшению доходов бюджета и существенно затрудняет возможность индексировать пенсии вровень с темпами инфляции. Придётся либо отказаться от индексации, либо идти на ещё более радикальное сокращение и без того урезанных остальных статей. При этом направление денег, предназначенных для накопительной части пенсий, в бюджет имеет двоякое значение. С одной стороны, обеспечиваются дополнительные бюджетные доходы в текущем периоде. С другой – из-за потери длинных денег сокращается инвестиционный ресурс и происходит ещё больший производственный спад. Получается, что тактические цели достигаются в ущерб стратегическим.

Способы решения пенсионных проблем

Проблемы пенсионной системы могли бы быть преодолены наряду с другими экономическими сложностями путём существенного исправления российской экономической модели и выхода на устойчивую траекторию роста. Незаполненные собственными товарами ниши дают мощный потенциал для импортозамещения. Путём строительства предприятий для обеспечения потребительского рынка отечественными товарами можно было бы гарантировать рост ВВП на 5-7% в год в течение 10 и более лет. Модернизация предприятий, рост их производительности и повышение загрузки производственных мощностей могло бы обеспечить рост валового промышленного производства в разы. Для этого требуется обеспечение ряда мер: создание внутренних источников доступного кредитования инвестиций, настройка налоговой системы в интересах производителей, внедрение механизмов индикативного планирования и эффективного государственного участия в экономическом развитии, использование избыточных валютно-финансовых резервов в крупных инвестиционных проектах, но самое главное – реальные шаги по ограничению коррупции и повышению профессиональной дисциплины правящего класса.

К сожалению, несмотря на прогрессирующий экономический кризис, соответствующие меры по преодолению недостатков существующей экономической модели практически не были предприняты. А то, что было реализовано, было сделано в привычном либеральном духе – в парадигме минимального государственного вмешательства в экономические процессы. Это значит, что нынешним пенсионерам, к сожалению, стоит несильно надеяться на индексацию их пенсий , а будущим, возможно, и вовсе не помешает задуматься об альтернативных способах своего выживания.

Ещё

Устройство пенсионной системы РФ

Российская Федерация получила в наследство от СССР практически не функционирующую пенсионную систему, которая абсолютно не вписывалась в реалии рыночной экономики. В связи с чем, правительством было принято решение разработать новую систему, отвечающую современным реалиям.

Полностью отказаться от распределительной системы не удалось – ее 30-летняя деятельность прочно «засела» в умах граждан, в момент «превратившихся» из советских в российских. Кроме того, распределительная система начислений продолжала действовать в большинстве цивилизованных стран и, поскольку Россия «переметнулась» в капиталистический лагерь, вместо отказа от системы ее решили дополнить. Результатом стала распределительно-накопительная система, запуск которой произошел в начале 2002 года.

Согласно системе, пенсионные начисления теперь складывались из трех составляющих:

  1. Базовой части
  2. Страховой части
  3. Накопительной части

Базовая часть пенсии представляет собой фиксированную сумму, размер которой зависит от правительственных решений (в 2002 – 450 р., в 2013 – 3610 р).

Страховая часть пенсии рассчитывается индивидуально, на основе таких параметров как:

  • Трудовой стаж;
  • Размер зарплаты;
  • Количество отчислений в ПФР.

Здесь стоит отметить, что после распада СССР был создан самостоятельный орган ПФР (Пенсионный Фонд России), занимающийся решением пенсионных вопросов.

Накопительная часть пенсии стала особенностью новой системы – влияние рыночных взаимоотношений. Данная часть предполагает хранение и накопление средств на личном счете. Естественно, размер накопительной части зависит напрямую от заработной платы, если не брать во внимание возможность самостоятельного пополнения накопительного счета. Из 22 процентов, которые платит в ПФР работодатель, лишь 6% идут в «копилку» на личном счете.

Таким образом, размер будущей пенсии зависит от суммы трех частей (базовой, страховой, накопительной). При расчетах будущей пенсии в основном принимают во внимание лишь страховую и накопительную части, поскольку размеры базовой части, как правило, ниже прожиточного минимума.

Схожесть российской модели и советской заключается в том, что по-прежнему работник не производит выплат из зарплаты на свой пенсионный счет. Вместо него платит работодатель. С 2002-2010 годы работодатель выплачивал Единый Социальный Налог (ЕСН), часть которого (в зависимости от значений на данный момент) шла на личный пенсионный счет работника. Высчитывался налог исходя из значения годовой зарплаты работника, от которого брался определенный государством процент (20-40%).

С 2010 года ЕСН отменили, но вместо него ввели другой налог – Страховой взнос. Из важных изменений стоит отметить смену адресата - если раньше ЕСН направлялся в федеральный бюджет, то с приходом страхового взноса отчисления направляются в пенсионный фонд (ПФР).

Пенсионная реформа 2012-2013 гг.

При создании пенсионного фонда (ПФР) предполагалась полная самодостаточность органа, способного, исходя из поступающих налогов, в полном объеме выплачивать пенсии населению. Однако справится с поставленной задачей фонд не в состоянии до сих пор. Из государственного бюджета по-прежнему выделяются средства на погашение фондом задолженности перед населением. Цифры дадут более ясное представление о проблеме – ежегодное «спонсирование» ПФР составляет 600 миллиардов в год. Эти деньги берутся из налогов, которые выплачивают уже не работодатели, а работающее население. Таким образом, здесь уже можно говорить о модели солидарности поколений, которая в полную силу заработала не в советское время, а в эпоху рыночных отношений.

В связи с наличием ярко выраженных проблем, государством была предпринята попытка по преобразованию системы. В 2012 году пенсионная реформа пережила новый виток развития, который вылился в ряд существенных дополнений.

В первую очередь видоизменилась страховая часть пенсии. Она теперь рассчитывается на основе коэффициентов (своеобразных баллов), которые учитывают такие параметры как:

  • продолжительность службы в армии;
  • количество детей;
  • время, отведенное на уход за ребенком;
  • трудовой стаж;
  • продолжительность работы после наступления пенсионного возраста.

За каждый параметр будет начислено определенное количество баллов. Когда подойдет время пенсионных начислений, правительство определит стоимость одного балла, которая будет исходить не из средней заработной платы (как сейчас), а основываясь на показателе инфляции +2%.

Из вышеперечисленных параметров внимание стоит уделить продолжению рабочей деятельности после наступления пенсионного возраста - на государственном уровне решили стимулировать поздний выход на пенсию. К примеру, если мужчина обратится за пенсией в 70 лет, то пенсионные выплаты увеличатся в 1.5 раза, если в 75, то увеличение произойдет в 2 раза. Однако не стоит забывать о данных по средней продолжительности жизни в России (мужчин – 62, женщин - 73).

Стоит отметить и изменения, коснувшиеся накопительной части пенсии. Сейчас размер накопительных отчислений составляет 6% от страхового взноса, однако, с начала 2015 года планируется снизить значение до 2%. Это снижение грозит «личной копилке» потерей в 4%, которые пойдут на страховую часть пенсии, а значит, подпадают под балльную систему. Сколько будет стоить один балл в будущем, не известно никому.

Двухпроцентный «ограничитель» будет устанавливаться по умолчанию. Поэтому, если есть желание оставить накопительную часть на уровне 6-и процентов, следует подать соответствующее заявление в ПФР или заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Если государственный пенсионный фонд не получит от человека заявление о сохранении 6-и процентного порога, то размер накопительной части автоматически переводится на уровень в 2%.

Большинство независимых экспертов, консультируя граждан по пенсионному вопросу, дают советы, заключающиеся в одной фразе «Помоги себе сам». Практические советы сводятся к самостоятельному накоплению средств, предварительно инвестированных в какое-либо дело или недвижимость. Некоторые советуют доверить свою пенсию негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Расчетная формула, представленная на портале Пенсионного фонда РФ, выглядит слишком сложной и запутанной. Цель нашей пошаговой инструкции – упростить расчет пенсионных начислений.

Внимание! При расчете использованы параметры, которые действительны на 2013 год. Данный расчет носит ознакомительный характер и может отличаться от реального размера пенсионных выплат в будущем.

Следуйте пронумерованным подсказкам:

Необходимые действия Пример
1. Умножьте Вашу зарплату на 12. 20 000 х 12 = 240 000
2. Поделите полученное число на 100. 240 000/100 = 2400
3. Умножьте полученное число на 22. 2400х 22 = 52 800
4. Поделите полученное число на 100.

52 800/100 = 528

«Y» .

5. Умножьте полученное число на 14. 528 х 14 = 7 392
6. Умножьте полученное число на 6 7 392 х 6 = 44 352
7. Разделите полученное число на 12

44 352 / 12 = 3696

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Х» .

8. Умножьте число Y на 2.

Запомните получившееся число.Обозначим число как «Z» .

9. К числу Xприбавьте число Z, затем прибавьте 3650.

Полученное значение будет являться Вашей пенсией.

3696 + 1056 + 3650 = 8402

Ваша пенсия!

(Расчет носит ознакомительный характер)

Пенсионные отчисления граждан, которые не перевели управление своими накоплениями в негосударственный пенсионный фонд или УК, будут полностью направляться на формирование страховой части пенсии. Решение об этом в середине сентября было принято Правительством.

Напомним, раньше планировалось с начала 2014 года изменить процент отчислений «молчунов» в накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %. Теперь же планируется и вовсе обнулить этот показатель, то есть все средства по умолчанию будут направляться на финансирование страховой части пенсии. По данным Министерства финансов, этот шаг позволит бюджету только за 2014-2016 годы сэкономить около 350 млрд рублей.

Замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что обнуление отчислений на накопительную часть пенсии будет отражено в бюджете на 2014-2016 гг. По словам А. Моисеева, это решение вполне оправдано, так как те люди, которые не хотели принимать решения, касающиеся 6 % своих пенсионных отчислений, не захотят заниматься пенсионными накоплениями и в том случае, если этот показатель снизится до 2 %.

Решение о пересмотре принципов формирования накопительной части пенсии было принято в рамках действий по сокращению расходов бюджета. Раньше министр финансов Антон Силуанов заявлял о том, что будет проведен бюджетный маневр, в результате которого расходы государственной казны сократятся на 5 %, однако при этом защищенные социальные статьи бюджета (такие, как выплата пенсий, стипендий и др.) не будут затронуты.

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд - в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии. Принципы и методика ее определения, новая пенсионная формула, описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении размера страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую.

Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов - максимум годовой зарплаты, взносы с которой правительство разрешает учитывать при формировании страховой и накопительной частей пенсии. Предельную величину правительство ежегодно индексирует с учетом роста средней зарплаты по стране. В 2013 году взносооблагаемый максимум зарплаты составил 568 тыс. рублей в год, или 47 тыс. рублей в месяц. С фонда оплаты труда в пределах этой суммы взимаются страховые взносы по ставке 22%, а свыше - по ставке 10%. Эти 10% не сказываются на размере будущей пенсии работника, а напрямую поступают в «солидарный кошелек». Поэтому люди, получающие более высокую зарплату, скептически относятся к системе обязательного пенсионного страхования, предпочитают самостоятельно заботиться об обеспечении своей старости.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Дефицит средств в Пенсионном фонде

Пенсии периодически индексируются и повышаются. Но с каждым годом пенсионеров становится все больше, а граждан в трудоспособном возрасте - все меньше . Собираемых страховых взносов на всех пенсионеров уже не хватает, дефицит ПФР превышает 1 трлн рублей. Для сокращения объема пенсионных выплат многие специалисты предлагают повысить пенсионный возраст , который в России остается одним из самых низких, и отказаться от многочисленных льгот, обеспечивающих досрочный выход на пенсию. Но на эти непопулярные, социально взрывоопасные меры российские власти не идут.

Локальный выход нашли в том, что на 2014 год заморозили накопительную часть пенсии - все страховые взносы независимо от возраста работника полностью отправляются на формирование страховой части пенсии, пойдут на латание дыры в бюджете Пенсионного фонда. Министр труда и социальной защиты М. Топилин : «Средства обязательной накопительной части пенсии фактически изымаются из пенсионной системы , не могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Это создает 300-400 млрд рублей дефицита бюджета Пенсионного фонда. Поэтому накопительная составляющая должна перестать быть обязательной и перейти в разряд добровольной».

В пенсионной реформе, реализуемой с 2015 года, власти не отказываются совсем от обязательной накопительной пенсии, но ставят ее явно в проигрышное положение, всячески стимулируя выбор в пользу страховой пенсии и более позднего выхода на пенсию. Средний размер страховой пенсии по старости в середине 2013 года составлял 10 тыс. рублей, или примерно 1,7 прожиточного минимума пенсионера. В результате пенсионной реформы правительство рассчитывает довести этот показатель до 2,5 к 2030 году.

В будущем государство обещает вернуть позаимствованную в 2014 году накопительную часть пенсии. М. Топилин : «Ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда работник получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением».

Пенсионная реформа

Законы «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», принятые 28 декабря 2013 года, составляют основу пенсионной реформы. Они вступают в действие 1 января 2015 года. Но в полной мере заработают для тех, кто начнет трудиться с 1 января 2015 года. Предусмотрен 10-летний переходный период.

С 2015 года пенсия будет делиться на страховую и накопительную , а также включать фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей будут производиться независимо от назначения и выплаты накопительной пенсии.

Новое в пенсионной реформе.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года (при этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся и войдут в будущую пенсию) или сохранить. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника.

Права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), как раньше, а в баллах. Их станут начислять работнику ежегодно. Ежегодно будет определяться и стоимость балла. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года. Принципы и методика определения ИПК после 1 января 2015 года и новая пенсионная формула описаны в законе «О страховых пенсиях». Они сложны для понимания, но давайте разбираться.

Новая пенсионная формула

Страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года будет определяться по новой пенсионной формуле:

Индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года. Все уже сформированные права на страховую часть пенсии, учтенные на индивидуальном лицевом счете работника, сохранятся. Они будут как-то пересчитаны в 2014 году из рублей в баллы и составят ИПК до 1 января 2015 года.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 1 января 2015 года представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы - с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент будет складываться из начислений в зависимости от годовой зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов и начислений за полный календарный год нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж (военная служба по призыву, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5 лет и др.):

В этой формуле начисленные за данный год взносы на страховую пенсию (работник отказался от накопительной пенсии - тариф 16%, не отказался - 10%) делятся на некий нормативный, единый для всех, показатель. Это максимально возможная сумма взносов, которую удалось бы получить, применив высший тариф 16% к предельной взносооблагаемой годовой зарплате в России.

Предельная (максимальная) величина годовой зарплаты в стране для начисления страховых взносов ежегодно устанавливается правительством. Она зависит от средней зарплаты по стране и поправочного коэффициента. В 2013 году взносооблагаемый максимум составлял 568 тыс. рублей в год. Авторы новой пенсионной формулы предлагают постепенно увеличить этот коэффициент с нынешних 1,8 до 2,3 к 2021 году в надежде повысить заинтересованность более высокооплачиваемых работников в формировании страховой пенсии.

Максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент используется для того, чтобы дополнительно стимулировать работников отказываться от накопительной пенсии. С 2021 года и далее он будет равен 10 баллам у тех, кто формирует только страховую пенсию, и 6,25 баллам - у кого за счет страховых взносов формируются и пенсионные накопления.

Законом «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение максимального годового индивидуального пенсионного коэффициента:

Условный пример. В 2016 году за работника, у которого формируется только страховая пенсия, работодатель перечислил в Пенсионный фонд страховые взносы с годовой зарплаты 430000 рублей (35000 в месяц) по тарифу 16%, то есть 68800 рублей (430000×0,16). Максимальная взносооблагаемая годовая зарплата, допустим, была установлена правительством в размере 580000 рублей. Нормативные взносы с нее по тарифу 16% составили 92800 рублей (580000×0,16). Максимальный годовой индивидуальный коэффициент в 2016 году равен 7,83. Значит годовой индивидуальный пенсионный коэффициент составит: 68800: 92800×7,83 = 5,80 баллов.

Очевидно, что получить максимальные 10 баллов в год, удастся, если зарабатывать не менее максимальной зарплаты в стране, облагаемой страховыми взносами, и то не ранее 2021 года (92800: 92800×10 = 10). Предполагается, что до 2022 года уровень предельной зарплаты будет повышен до 1 млн рублей в год (83,3 тыс. рублей в месяц).

По аналогии, для работника, формирующего страховую и накопительную пенсии, годовой индивидуальный пенсионный коэффициент в 2016 году составит: 430000×0,10: 92800×4,89 = 2,26 баллов. Максимально такой работник сможет получить с 2021 года существенно меньше 6,25 баллов, поскольку с максимальной взносооблагаемой зарплаты взносы у него будут начисляться по тарифу 10% (580000×0,1 = 58000), а не 16%, то есть 58000: 92800×6,25 = 3,91. Ситуация не изменится и при росте предельной зарплаты до 1 млн рублей: 100000: 160000×6,25 = 3,91.

Начисления за полный год нестраховых периодов. В страховой стаж засчитываются не только трудовой стаж, когда за работника перечисляются страховые взносы в ПФР, но и социально значимые нестраховые периоды - военная служба по призыву, служба в органах внутренних дел и других силовых органах, декретный отпуск по уходу за детьми до 1,5-летнего возраста, уход за ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет, получение пособия по временной нетрудоспособности и др. Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. За нестраховые периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек может выбрать более выгодный для него.

За каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла.

Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года.

Повышающий коэффициент для индивидуального пенсионного коэффициента. Пенсионный возраст формально остается неизменным - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но авторы пенсионной реформы с помощью повышающего коэффициента пытаются стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Коэффициент применяется, если страховая пенсия назначается позднее возникновения права на нее, то есть человек продолжает работать, и за него отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Повышающий коэффициент зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

То есть человек, который проработает сверх пенсионного возраста 5 лет, увеличит индивидуальный пенсионный коэффициент на 45%, 10 лет - в 2,32 раза. Если же он будет работать больше 10 лет, то коэффициент останется 2,32.

Стоимость балла зависит от того, сколько денег имеет Пенсионный фонд в данном году и сколько баллов предъявили все желающие получить страховую пенсию. Стоимость балла будет определяться по формуле:

В законе «О страховых пенсиях» зафиксирована начальная стоимость балла на 1 января 2015 года - 64,1 рубля. Предусмотрено, что ежегодно 1 февраля стоимость балла будет увеличиваться на индекс роста потребительских цен (инфляции) за прошедший год. Хотя источники поступления денег на эти цели не названы. 1 апреля стоимость балла станет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и произведенной корректировкой на индекс инфляции.

Фактически окончательный размер пенсии будет зависеть от доходов бюджета ПФР. При этом методика и принципы определения величины трансфертов из федерального бюджета не согласованы даже на начальном уровне и не упоминаются в законах о новой пенсионной реформе. Но в законе «О страховых пенсиях» сказано, что ежегодное увеличение стоимости балла не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Условный пример. Мужчина к 60 годам заработал 300 баллов и продолжал работать еще 5 лет. За это время его индивидуальный пенсионный коэффициент мог вырасти максимум до 350 баллов (не более 10 баллов в год). Умножив их на повышающий коэффициент отложенного на 5 лет выхода на пенсию, получим существенно возросшую величину ИПК: 350×1,45 = 507,5 баллов. А сколько будет стоить 1 балл, предсказать невозможно. То есть какую пенсию мужчина получит в рублях, он узнает только во время обращения за ее начислением. Это будет зависеть от состояния «кошелька» Пенсионного фонда (скопившихся в нем страховых взносов и возможностей госбюджета делиться с пенсионерами), от числа всех захотевших стать пенсионерами и от суммарной величины накопленных ими баллов, предъявленных для «отоваривания». Допустим, стоимость балла осталась 64,1 рубля. Тогда получим: 300×64,1 = 19230 рублей, а через 5 лет 507,5×64,1 = 32530 рублей.

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Она - аналог фиксированного базового размера страховой части в нынешней пенсионной формуле, который в 2013 году составлял 3610 рублей. Этот показатель правительство ежегодно индексирует 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (с 1 февраля 2014 года - 3845 рублей), а с 1 апреля вправе дополнительно увеличить с учетом роста доходов Пенсионного фонда. В законе «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в размере 3935 рублей в месяц. Эта единая для всех нормативная величина увеличивается для льготных категорий населения и для тех, кто продолжит работать после достижения пенсионного возраста.

Повышающий коэффициент для фиксированной выплаты предусмотрен для дополнительного стимулирования позднего выхода на пенсию. Он зависит от числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию и до дня обращения за ее начислением:

Условный пример. Продолжим предыдущий пример, когда мужчина к 60 годам заработал 300 баллов, проработав еще 5 лет, и повысил свой ИПК до 507,5 баллов. Параллельно у него увеличится фиксированная выплата к страховой пенсии: 3935×1,36 = 5352 рубля. Вряд ли такой прирост будет иметь значимый стимулирующий эффект.

Фиксированная выплата к страховой пенсии, кроме того, повышается на 100% лицам, достигшим возраста 80 лет, и инвалидам I группы; на 50% - проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин; на 30% - проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин; на 33% - лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, на каждого нетрудоспособного, но не более трех; на 25% - тем, кто проработал не менее 30 лет в сельском хозяйстве и остался жить на селе, если за них уплачивались страховые взносы в ПФР.

Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. По данным Минтруда, 30 баллов россияне смогут заработать, если будут перечислять 16% взносов на формирование страховой пенсии, отказавшись от накопительной, в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. В 2013 году МРОТ равнялся 5205 рублей.

Пороговая величина индивидуального пенсионного коэффициента , дающая право на получение страховой пенсии, будет нарастать постепенно - на 2,4 балла ежегодно:

Начальная величина индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 6,6 балла) появится у работника в результате пересчета в 2014 году в баллы его страховой части пенсии, зафиксированной на индивидуальном лицевом счете (индивидуальный пенсионный коэффициент до 1 января 2015 года).

Пороговый страховой стаж , дающий право на получение пенсии, с нынешних 5 лет будет ежегодно увеличиваться на 1 год:

Средний стаж при выходе на пенсию составляет в России 34 года, получателей пенсии по старости со стажем 5-10 лет - менее 1%. Максимальную пенсию обеспечит стаж не менее 30 лет. Как уже говорилось, в страховой стаж засчитываются, кроме трудового стажа, социально значимые нестраховые периоды. Учитываемый в страховом стаже период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими 1,5-летнего возраста составит в общей сложности не более 6 лет (прежде - 3 года). За каждый год военной службы по призыву будет засчитываться один год нетрудового стажа, учитываемого в страховом стаже. Если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году оказалась менее 12 месяцев, скажем 252 дней, то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360.

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, получат право обратиться в Пенсионный фонд за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины в 65 лет). Кроме того, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

Для тех, кто уже на пенсии, их действующие пенсионные права будут пересчитаны в баллы, они продолжат получать ту же пенсию.

Целью пенсионной реформы 2002 года было создание многоуровневой системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни после завершения трудовой деятельности. Распределительная система была дополнена накопительной частью пенсии.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы.

Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии (Пенсионный Фонд РФ).

Пенсионная реформа 2013 года

Планируется, что с 1 января 2013 года вступит в силу новая пенсионная реформа. Первая её часть, малая, уже действует с 1 октября 2011 года.

Теперь ожидается вторая, большая. Стоит отметить, что у некоторых специалистов срок введения в действие реформы вызывает большие сомнения – необходимо подготовить целый ряд новых законов. Однако приблизительный вид её уже известен.

В реформе будет несколько ключевых моментов

Первый. Появляется возможность для пенсионных накоплений использовать частично негосударственные пенсионные фонды. Для этого часть обязательных платежей в пенсионный фонд, а именно 3% от общей зарплаты, переводится негосударственному пенсионному фонду. Однако, в таком случае работник будет обязан добавить к этой сумме 2% от своей общей зарплаты из части, получаемой на руки.

В итоге, на пенсии человек будет получать два вида выплат – из государственного и негосударственного пенсионных фондов. При этом размер государственной части пенсии будет на 15% ниже обычного за счёт того, что человек отчислил в государственный пенсионный фонд меньшую сумму.

Решить, будет ли человек участвовать и в частном пенсионном фонде, он должен до 35 лет, потом это изменить будет невозможно. Люди старше 35 лет будут иметь возможность решить, какой вариант они выбирают, в течение первого полугодия 2013 года.

Второй. Расчёты показывают, что разницы в целой сумме пенсии не будет для людей с низким уровнем доходов. Выгодным вариант с использованием негосударственных пенсионных фондов будет, в первую очередь, для тех, кто получал зарплату более 23 тысяч крон в течении минимум 20 лет.

Кроме того, многие негосударственные пенсионные фонды будут давать возможность использовать всю накопленную сумму сразу по желанию после выхода на пенсию; в случае преждевременной смерти застрахованного накопленная в фонде сумма будет являться предметом наследования.

В негосударственных фондах будет возможность выбора срока пенсии – 20-летнего или пожизненного. В случае выбора второго варианта «недовыплаченные» деньги пенсионера не будут наследоваться, если он умрёт, находясь уже на пенсии. При выборе первого – оставшаяся сумма к выплате будет перечислена на счёт супруга или другого наследника.

При выборе государственного пенсионного фонда человек не имеет права передавать накопленную им сумму по наследству независимо от того, успел ли он вообще ею воспользоваться. То есть, в случае смерти вышедшего на пенсию жителя ЧР в самом начале пенсионного возраста все перечисленные им за время трудового стажа деньги уходят государству, а наследникам остаётся только вздыхать об упущенных возможностях.

Третий. В случае краха негосударственного пенсионного фонда получить накопленные деньги обратно может стать проблематичным. Все риски человек берёт на себя. Государство не выступает гарантом негосударственных пенсионных фондов. Вкладывая деньги в динамически растущий пенсионный фонд, человек получает большую амортизацию – 4-5% годовых, но, как правило, подобные компании являются и более рисковыми.

С другой стороны, в пенсионных фондах есть возможность выбора четырёх вариантов возможностей с разной процентной ставкой и разной степенью риска.

В государственном пенсионном фонде государство выступает гарантом накоплений. Однако деньги не перечисляются на личный счёт плательщика, а идут в общую казну. В случае изменения пенсионной системы будущая пенсия может оказаться намного ниже ожидаемой.

Четвёртый. Повышается пенсионный возраст. Чем моложе человек на момент реформы, тем позднее он выйдет на пенсию. Существующий на сегодняшний момент максимальный возрастной порог в 65 лет будет повышен, Люди будут уходить на пенсию в 70 лет и старше.

К тому же, на пенсионный возраст не будет влиять пол и количество рождённых детей. Зато дети будут иметь возможность добавить к накопительной части пенсии родителей, отчисляя 1% своей зарплаты в негосударственный пенсионный фонд на счёт родителя.

Так, работающие сын или дочь могут увеличить накопительную часть пенсии родителя, и тем больше, чем большую зарплату имеют. Это при условии наличия зарплаты и хороших отношений с родителями, чтобы заинтересовать родителей инвестировать в воспитание и образование детей.

Пятый. Расходы по пенсионной реформе будут компенсироваться повышением ставки налога с добавочной стоимости (НДС) на продукты, книги, энергию, лекарства, городской транспорт. То есть повышением сниженной ставки НДС. С 1 января 2012 года он вырос с 10% до 14%. С 1 января 2013 года предполагается его увеличение или до 15, или до 17,5%.

Повышение ставки НДС влечёт за собой рост цен на предметы первой необходимости. Людям с низким доходом это будет частично компенсировано за счёт работающих. В результате за пенсионную реформу заплатит, главным образом, средний класс населения, для которого она является наиболее невыгодной. Для компенсации увеличат и налоговый бонус семьям с детьми: на 150 крон в месяц на каждого ребёнка.

Для иностранцев подобная система означает, что для получения пенсии в Чехии иностранец должен минимально 20 лет участвовать в пенсионном страховании. С другой стороны, с учётом повышения пенсионного возраста, у большинства будет время на пенсионные накопления.

Для России появились и некоторые плюсы. В феврале 2012 года было подписано двустороннее соглашение между Чехией и Россией о пенсиях . Согласно нему, для расчёта базовой части пенсионной выплаты будет учитываться количество лет, отработанных в стране соглашения.

В расчёте накопительной части отчисления, сделанные в другой стране, учитываться не будут. Это соглашение действовало долгие годы, пока в 2008 году Чехия не решила прекратить его в одностороннем порядке.



Лучшие статьи по теме