Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Навигаторы
  • Гиперактивные дети в школе рекомендации родителям. Гиперактивные дети в школе рекомендации родителям Рекомендации психолога родителям гиперактивного ребенка младшего школьника

Гиперактивные дети в школе рекомендации родителям. Гиперактивные дети в школе рекомендации родителям Рекомендации психолога родителям гиперактивного ребенка младшего школьника

Кунц Ирина Васильевна
педагог - психолог
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района
Новосибирской области

Гиперактивный ребенок в школе


Проработав педагогом-психологом одиннадцать лет, могу точно сказать, что в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертиться на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Некоторые педагоги, не владея достаточным уровнем знаний детской психологии, разводят руками и начинают искать причины в плохом воспитании ребенка родителями, в неправильной организации урока («Ну что я делаю не так?») и в других внешних факторах.
В таких случаях, если ребенок гиперактивно ведет себя на всех уроках без исключения и дома тоже не ангел, то школьный психолог может предположить, подчеркиваю, предположить, а не поставить диагноз , что у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Школьный психолог, а если такового нет в образовательном учреждении, то сам педагог должен обязательно провести беседу с родителями и порекомендовать посещение психиатра или невролога, которые профессионально могут обследовать ребенка и поставить диагноз.
Каковы же причины СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Точные причины возникновения у детей СДВГ пока не выявлены. Но повлиять могут такие факторы: инфекционные болезни перенесенные будущей матерью, действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период, угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери, нарушения при родах, отравление наркозом, кесарево сечение, опасные заболевания младенцев, сопровождающиеся высокой температурой. Также может сказаться и генетический фактор.
Педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов.
Итак, признаки гиперактивности обнаружены, беседа с родителями проведена, специалистами ребенку поставлен диагноз (не ранее чем в 6-7 лет), что делать дальше? Изолировать такого ребенка и вести спокойно урок мы не можем, да и ребенок не избавится таким образом от своего недуга.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача. Результат сотрудничества зависит от слаженной работы педагога-психолога (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, беседы с родителями и учителем), учителя и родителей.
Рекомендации для учителей :
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
1. Оптимальный выбор места за партой - в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.
2. Хладнокровие учителя - основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.
3. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.
4. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.
5. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 - 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.
6. Не загружать скучной работой. Больше динамики!
7. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.
8. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
9. Основная задача учителя - научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.
10. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу гиперактивному ребёнку.
11. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.
12. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
13. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
14. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.
15. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.
16. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.
17. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.
18. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
19. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
20. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
21. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
22. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание). Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
23. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.
Рекомендации для родителей:
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
4. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
7. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
В заключение хочется сказать - все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Источники:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», Москва, 2000
  2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми - http://festival.1september.ru/articles/617601/
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности -

Бывает, что ребенок плохо адаптируется к школе. По разным причинам он не вписывается в школьные правила, не может учиться сам и мешает другим. Родители в отчаянии: вроде ребёнок как ребёнок, совсем неглупый, но при этом сплошные двойки и разочарования. Вооружившись исследованиями, литературой и собственным опытом, рассказываем о поведенческих проблемах гиперактивных детей и о том, что с ними делать.

Для описания этой проблемы нередко используется «модный диагноз» — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Мы, однако, не будем пользоваться этим клиническим штампом.

Во-первых, гиперактивность и нарушения внимания далеко не всегда идут рука об руку. Проблемы это совершенно разные, и о дефиците внимания нужно говорить отдельно. Во-вторых, даже у самых передовых медиков на данный момент нет консенсуса ни по поводу критериев СДВГ, ни по поводу того, что делать, если диагноз поставлен.

В США используется протокол WWK3, по которому детей с диагностированной гиперактивностью лечат риталином (метилфенидат — препарат-психостимулятор). Но по некоторым исследованием (например, по данным австралийских ученых) риталин при СДВГ долгосрочно неэффективен.

Другой основной препарат для лечения СДВГ — атомоксетин, известный у нас под названием страттера. Лекарство это достаточно эффективное, но вызывает значительные побочные эффекты, заставляющие многих родителей от него отказаться (тошнота, резкое снижение аппетита, замедление роста мышечной массы).

В странах СНГ гиперактивность практически не лечат лекарственно, назначая разве что ноотропы, по поводу которых полноценных, масштабных исследований не проводилось, или в тяжелых случаях нейролептики, что уж совсем необоснованно.

Каким же образом лично мы можем сгладить проявления гиперактивности у ребенка и помочь ему адаптироваться в школе, если его особенности мешают учиться и общаться так, как это делает большинство его сверстников?

Вот экстремальный непоседа. Он бегает, раскачивается на стуле, машет руками, все время болтает, не хочет и не может слушать учителя, читать учебник, нормально писать в тетради. Зато отлично мешает учиться другим. При этом он нередко отстает в эмоциональном развитии: умеет только «бегать с ребятами», но ему не хватает терпения, чтобы хоть как-то подстроиться, выслушать товарища. И потому у него не получается завести друзей.

Учителя от него стонут, сверстники быстро начинают считать шутом или вообще изгоем. Интеллект у него может быть высоким или нормальным — но бесконечная суета, бег, прыжки и вопли просто не дают ребенку проявить себя.

Как же определить свою позицию по поводу обучения нашего активного ребенка в школе? И что надо делать? Эти советы базируются как на личном опыте автора, воспитывавшего гиперактивного ребенка, так и на различной литературе. В частности, — отличной книге «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» петербургского психолога Екатерины Мурашовой.

1. Режим

Гиперактивному ребенку нужно продолжать вести «дошкольный образ жизни» лет до десяти. Ему нельзя быть маленьким менеджером, у которого все дни расписаны по кружкам и секциям. Нельзя оставлять его на продленке, если там нет дневного сна. Послеобеденный отдых, прогулка, приготовление уроков, тихие игры и сон — только так.

При подъеме в 7.30 гиперактивный младшеклассник должен «выключать свет» максимум в 21.00. А перед этим — 20-30 минут лежать в постели и читать, рисовать или слушать аудиокнигу.

2. Никакого спорта

Распространенное заблуждение о гиперактивном ребенке — ему просто «надо дать выбегаться и устать», что если его «отдать в спорт, то он будет тратить свою чрезмерную энергию, и станет как шелковый». На самом деле сил у него не так уж много, просто он не может остановиться. А уж выносливости нет и вовсе никакой.

Если такого ребенка дополнительно возбуждать и «выбегивать», можно получить только вечерние истерики: дико устал, но все равно бешусь, пока не свалюсь.

Кроме того, спорт как раз требует не неуправляемого, а точно отмеренного энергетического потока. Гиперактивный ребенок и на бытовом-то уровне не способен направлять свою энергию. Лучше выбирать такие секции, где главным предметом внимания является не результат, а процесс, чередование нагрузки и расслабления. Они могут быть и спортивными, но уж точно не профессиональными.

3. Не медленнее, а ритмичнее

У гиперактивного ребенка импульсы между корой и подкоркой головного мозга, регулирующие активность и торможение, проводятся медленнее, чем надо.

Как ни парадоксально это звучит, гиперактивный ребенок — в чем-то тормоз. Он быстро соображает, но еще быстрее выдыхается, и потому просто не успевает сам за собой

Это быстрый, но «рваный» контакт, мигающий свет. Наши основные усилия должны быть направлены не на то, чтобы что-то замедлить или целенаправленно успокоить, а на то, чтобы сделать ребенка во всех отношениях более плавным, ритмичным. Менее «дёрганым».

Этому служит и тот же режим (мерно, циклически повторяющийся круг дел — обязанностей, практик, видов отдыха), и маленькие циклы во время приготовления уроков (если каждый три или пять минут отвлекаться по плану, а не самопроизвольно — то постепенно учишься работать эти три минуты уже не отвлекаясь).

Главная идея в том, чтобы находить ритм во всякой деятельности, заменять ритмом непроизвольные судорожные «включения» в активность и «выключения» из неё.

4. Работа с ритмом в школе

Здесь у опытных учителей обычно есть свои приемчики. Они знают, что ребенку надо трижды за урок под каким-нибудь предлогом выдернуть с места — к доске или в коридор. И что Антон будет меньше мешать, если дать ему отдельное поручение и не обращать внимание на то, что он качается на стуле во время контрольной.

Если учитель ничего такого не придумывает, возьмем инициативу в свои руки. Договоритесь с учителем, например, о том, чтобы ребенок во время урока мог пару раз на пять минут выйти из класса. А ребенку поставьте на телефон таймер — но не со звуковым сигналом. Иногда уже этого «короткого ритма» бывает достаточно, чтобы поведение существенно улучшилось.

5. Как можно бережнее с оценками

Это нужно всем детям, но тем, у кого проблемы с поведением и прилежанием — в первую очередь. Внушите ребенку, что он — это не то, что ему поставили, будь то оценка или диагноз. И не то, как его назвали или прозвали. Он — не сумма своих особенностей и странностей, не «тот самый Иванов».

Нужно обязательно противопоставить школьной репутации ребенка что-то сильное и весомое. Конечно, идеально учить ребенка так и в таком месте, чтобы подобная репутация у него вообще не начинала складываться. Но получается не всегда. Во всяком случае, за порогом дома — никаких оценок, упреков и бесконечных «какой же ты…». Какой есть, такой и слава Богу!

Если гиперактивный ребенок растет в атмосфере постоянного недовольства, ему труднее компенсировать свои особенности.

И к ним начинают добавляться другие: тяга к опасному экстриму, агрессивность, аддикции, сильные перепады настроения. Так что от школы его надо беречь, служить буфером, и по возможности выбирать мягких, бодрых и понимающих учителей.

6. Вовремя отдать пульт управления

Гиперактивный ребенок не может обеспечить сам себе постоянную включенность (см. пункт второй). Поэтому родитель должен формировать вокруг него волшебную коробочку, включая и выключая его вручную, но позволяя постепенно сформировать выносливость и усидчивость. Эти вещи действительно крепнут путем долгих тренировок.

Вот мы завели помидор на десять минут, и точно знаем, что эти десять минут ребенок будет сидеть тихо и с нашей рукой на голове решать уравнения. Помидор зазвенел, ребенок получил маленькое поощрение, затем пять минут покувыркался на кольцах — и снова десять минут математической отсидки под гипнозом родителя.

Но как только родитель замечает, что ребенок уже в состоянии обеспечить себе этот ритм сам, он вручает пульт управления самому ребенку. Крайне важно помочь ему самостоятельно поддерживать свои ритмы. Для этого можно приспособить самые разные приемы. От доски, где можно плюсиками отмечать сделанные дела, до упомянутого помидора или таймера на телефоне.

Крайне важная задача — перевести гиперактивного ребенка на самообеспечение.

Ведь если мы продолжим управлять им вручную, то неизбежно задолбаемся до крайности, да и дитятко инфантилизируем. А если просто махнуть рукой, то… кто-то выплывет, а кто-то съедет так, что потом трудно будет наверстать. Нет, я не про оценки, а про психическое здоровье, зависимости, образ жизни. Гиперактивные дети в группе риска по многим параметрам.

7. Посмотрите на себя

Очень часто гиперактивные дети рождаются у гиперактивных родителей. Если это про нас, то поразмыслим над собственными привычками и над теми приемами, которые помогают нам все-таки адаптироваться в обществе.

В гиперактивности на самом деле масса плюсов, особенно по нынешним временам.

Адаптированный гиперактивный человек быстрее соображает, легко переключается (в то время как неадаптированный гиперактивный переключаться вообще не умеет). И хотя быстро устает, но быстро и отдыхает.

Работающий короткими циклами проект-менеджер, intraday-трейдер, легкий на подъем журналист, фрилансер, которого «ноги кормят», любитель постоянных командировок (приехать и отоспаться сутки) — гиперактивные живчики при умелом управлении своим неровным потоком энергии способны быстро и легко сворачивать разнообразные горы. Но очень важно научиться правильному обращению со своими особенностями, чтобы они не перерастали в патологию, а, наоборот, делали человека более эффективным.

Краткое содержание: Гиперактивность у детей. Гиперактивность с дефицитом внимания. Особенности поведения гиперактивных детей. Гиперактивный ребенок, проблемы в школе, что делать? Подвижный ребенок. Проблемы в школе.

Данная статья представляет собой фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога". В книге автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей. В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей. Книга издана издательством "ГЕНЕЗИС" . Более подробную информацию о книге и условиях ее приобретения можно найти по ссылке >>>>

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Действительно, это явление нашего времени, источники которого не только психологические, но и социальные, политические, экологические. Попытаемся рассмотреть психологические, лично мне довелось иметь дело только с ними.

Во-первых, дети, называемые гиперактивными - это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.

Дети с диагнозом "гиперактивность с дефицитом внимания" требуют большего участия, и им лучше заниматься в небольших классах или группах, где у учителя будет больше возможностей уделять ему персональное внимание. К тому же, в большом коллективе такой ребенок очень отвлекает других ребят.. На учебных заданиях учителю бывает очень сложно удержать концентрацию класса, в котором несколько гиперактивных учеников. Дети, склонные к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, могут заниматься в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает их тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному ребенку обязательно надо хорошо подвигаться на перемене (а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное возбуждение.

Важно понимать, что у гиперактивного ребенка нет намерения демонстрировать такое поведение "назло" учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому ученику просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту.

Гиперактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.

Я на уроке английского языка и сижу на последней парте с парнишкой, на гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Худенький, очень подвижный, он в момент превращает парту в кучу-малу. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро.

На призыв преподавателя открыть рабочие тетради, он лишь спустя несколько минут начинает искать нужное. Перерыв все на своем столе, он не замечает, как тетрадь падает. Перегибаясь, к соседской парте, он ищет ее там, к возмущению сидящих впереди девчонок, потом неожиданно вскакивает и мчится к своей полке, получая строгое замечание от учителя. Когда бежит обратно, все же обнаруживает упавшую тетрадь. В течение всего этого времени учитель дает задание, которое, как казалось, мальчик не слышит, потому что увлечен поисками. Но, выясняется, что он все понял, потому что быстро начинает писать в тетрадке, вставляя нужные английские глаголы. Закончив это за шесть секунд, он начинает играть чем-то на парте, пока остальные дети усердно и сосредоточенно делают упражнение в полной тишине, нарушаемой только его бесконечной суетой.

Далее идет устная проверка упражнения, дети по очереди читают предложения со вставленными словами. В это время у мальчика постоянно что-то падает, находится под партой, потом куда-то прикрепляется... Он совершенно не следит за проверкой и пропускает свою очередь. Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, какое предложение надо читать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. Кажется, что его мозг и тело не терпят покоя, ему просто необходимо включиться в несколько процессов одновременно, в тоже время его это очень утомляет. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места:

Можно я выйду?
- Нет, до конца урока всего пять минут, посиди.

Он садится, но теперь он уже точно не здесь, потому что парта ходит ходуном, и он просто не в состоянии услышать и записать домашнее задание, он откровенно мучается откровенно, складывается впечатление, что считает минуты до звонка. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору.

С гиперактивностью ребенка не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании.

Гиперактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

Замечено, что гиперактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдут выход своему двигательному возбуждению и тревоге.

Другие публикации по теме данной статьи:

1. Изменение окружения :

Изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

Работу с гиперактивным ребёнком стройте индивидуально. Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски.

Оптимальное место в классе для гиперактивного ребёнка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

Измените режим урока с включением физкультминуток;

Разрешайте гиперактивному ребёнку через каждые 20 минут вставать и ходить в коне класса;

Предоставьте ребёнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2 . Создание положительной мотивации на успех:

Введите знаковую систему оценивания;

Чаще хвалите ребёнка;

Расписание уроков должно быть постоянным;

Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

Вводите проблемное обучение;

Используйте на уроке элементы игры и соревнования;

Давайте задания в соответствии со способностями ребёнка;

Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждого из них;

Создайте ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои смольные качества и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

Научите ребёнка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

Помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломать его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

Способствуйте снятию агрессии;

Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

Объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;

Объясняйте родителям, что улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на троих детях, которые нарушили дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя», Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжение первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми, самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, наоборот ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Гиперактивный ребёнок в начальной школе.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:

– совершает беспокойные движения кистями и стопами;

– не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

– легко отвлекается на посторонние стимулы;

– с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

– на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;

– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

– часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

– не может играть тихо, спокойно;

– много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

– часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

– часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

– иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость (невнимательность).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 35–40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Поведение близких ребенку взрослых:

1.Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2.Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Организация среды и окружающей обстановки в семье

1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

4.Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему – все в ваших руках.




Лучшие статьи по теме