Программы для Андроид - Браузеры. Антивирусы. Коммуникации. Офис
  • Главная
  • Прикольные программы
  • Взаимодействие логопеда с родителями доу. Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда. Перспективный план работы с родителями

Взаимодействие логопеда с родителями доу. Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя-логопеда. Перспективный план работы с родителями

ГБОУ Уфимская коррекционная школа- интернат №13 для обучающихся с НОДА- РЦДО

«Взаимосвязь логопеда с родителями
в работе по повышению результативности
в процессе коррекции речи»

Учитель- логопед: Максютова Ф.Л.

Уфа- 2017

Введение.

Проблемы построения отношений учителей и родителей детей с проблемами в развитии были всегда, актуальны они и в наше время. В связи с этим возникла необходимость обновления и систематизации эффективных подходов, форм, принципов взаимодействия с родителями по преодолению имеющихся речевых нарушений, повышению результативности коррекции.
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители . Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.
Для хорошего результата в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать у родителей мотивацию на сотрудничество. Для этого необходимо выявить проблемы, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей и настроить взаимоотношения учителя- логопеда с родителями в русло сотрудничества.
Взаимодействие – это общение направленное на установление и развитие отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности, в которой иногда существуют барьеры непонимания. Наша цель- добиться того, чтобы этого не было, определить подходы преодоления всяческих барьеров.

    1. Основы взаимодействия логопеда с родителями.

В последние годы произошли большие изменения в системе отечественного образования, на смену типовой программе пришли новые вариативные, адаптированные программы. С недостатками речи ребенка родители впервые сталкиваются уже в дошкольном возрасте. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одной из главных задач, стоящих перед дошкольным детским учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи». А отечественные педагоги Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы логопеда с родителями. Почему я упоминаю здесь о дошкольном детском учреждении? Просто дело в том, что дети, поступающие к нам, как правило, не посещали такие учреждения ввиду ограниченных возможностей развития, находились дома. То есть учителю- логопеду необходимо начинать работу с самого начала.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития особенно остро прослеживается в семейном воспитании детей с общим недоразвитием речи 2, 3 уровней, так как это системное нарушение речевой деятельности у детей, где одним из ведущих признаков является позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и фонетически недостаточно оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Эффективной работа учителя-логопеда с детьми с ОНР младшего школьного возраста будет, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком.И наоборот, часть педагогов недооценивают важность жизнедеятельности младших школьников в семье и затрудняются в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Мой практический опыт работы в ГБОУ Уфимская КШИ №13 позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда, учителя коррекции становится все более востребованным. Мы ищем новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Поэтому повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Исходя из этого, я ставлю перед собой конкретную цель.
Цель : предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя- логопеда, коррекционного педагога с родителями в процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогических навыков родителей.

2. Убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам.

3. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе (хотя справедливости ради хочу упомянуть о том, что во время занятий с младшими школьниками всегда рядом находится кто-то из домашних).

4. Привлечь родителей к организации внеурочной деятельности детей.

5. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

6. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

7. Использовать творческие способности родителей в создании наглядного материала для своего ребенка (так как занятия с нашими детьми- логопатами проходят индивидуально).

8. Настроить родителей на постоянный контроль над правильностью речи ребенка.

9. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

10. Следить за динамикой развития речи ребенка, как со стороны логопеда, так и со стороны родителей.

Ожидаемые результаты:

В процессе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, в процессе взаимодействия логопеда и родителей, я рассчитываю получить следующие результаты:

    разрешение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей;

    понимание родителями необходимости работы по исправлению речевых дефектов у детей;

    овладение родителями необходимыми логопедическими знаниями, умениями и навыками;

    преодоление возникающих трудностей во взаимодействии родителей со своим ребенком;

    осознание родителями необходимости участвовать в коррекционном процессе для достижения эффективной совместной работы;

    убежденность родителей в необходимости создания единого речевого пространства развития ребенка.

Для решения этих поставленных задач и прогнозируемых результатов необходимо создать учебно – развивающее пространство в помощь родителям:

    Экран звукопроизношения конкретного ребенка (динамика постановки звуков и введение звуков в речь).

    Папки:
    - с речевыми играми (с инструкциями по проведению игр);

С пальчиковой гимнастикой (упражнения для пальчиков);

С артикуляционной гимнастикой (упражнения для: губ, щек, языка);

С дыхательной гимнастикой (упражнения для развития речевого выдоха);

С динамическими паузами (движения, сочетающиеся со словами);

Со зрительной гимнастикой (упражнения для глаз).

    Папки по лексическим темам (например, «Овощи», «Фрукты.», «Одежда», «Транспорт», « Школа», «Мебель» и т. д.)

    Новинки литературы в помощь родителям (книги и пособия по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, по скороговоркам, загадкам, стихотворениям и т. д.).

Для целенаправленной и систематической работы с родителями мною был составлен план с указанием основных принципов, методов, форм работы и тем по развитию речи детей. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные принципы, методы, формы работы.

В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

    принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие их родителей.

    принцип приобщения родителей к коррекционно- педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.

    принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

    принцип личностно- ориентированной педагогики– на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

    принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

    принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).

Методы работы:

Анкетирование,

Индивидуальные беседы,

Индивидуально-практические занятия,

Консультации,

Советы по изготовлению игр и пособий для своего ребенка,

Семинары-практикумы.

Учебный год учителя- логопеда начинается со знакомства с документацией детей, нуждающихся в логопедической помощи. Затем составляется расписание. Передо мной сразу встаёт задача поближе познакомиться с ребенком и с каждой семьёй, то есть более подробное знакомство с анамнезом, Протоколом ПМПК, Личным делом и другими документами. Затем начинается работа согласно составленному плану с указанием основных принципов, методов, форм работы и тем по развитию речи детей.
Для того, чтобы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития наших детей необходимо глубокое изучение каждой семьи и я провожу обследование семьи в полном объеме.
При этом выясняются следующие факторы:

    адрес места проживания;

    возраст, образование матери и отца ребёнка;

    полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

    течение родов;

    вес, рост при рождении;

    вскармливание;

    Раннее психомоторное развитие;

    Хронические заболевания;

    Речевое развитие.

Всё это записывается и учитывается в планировании моей работы с семьёй. Такое комплексное изучение семей воспитанников помогает мне в общении с родителями, в оказании логопедической помощи их детям. Но очень важно, чтобы знакомство с семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Поэтому я, как педагог с искренностью и вниманием отношусь к чувствам и мнениям родителей и стараюсь вести разговор на равных, прислушиваясь к их проблемам и трудностям для того, чтобы в дальнейшем совместно решать их. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству со мной, как учителем- логопедом.
Довольно часто приходится рекомендовать как действовать в той или иной ситуации, к какому специалисту обратиться, помочь пообщаться со специалистами- медиками нашей школы- интерната. Всё это в тактичной, доходчивой форме я стараюсь изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка. Бывает, что не все родители правильно воспринимают такую информацию, тогда приходится приводить схожие примеры из моей практики, раскрывать структуру дефекта речи и планировать пути наиболее быстрого его устранения.
Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом я всегда учитываю условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощностью. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. В конце концов, родители осознают, что и необходимое медикаментозное лечение, будет способствовать повышению эффективности всей логопедической работы.
Для достижения высоких результатов в работе логопеда необходимо правильно выбрать эффективные формы работы с родителями. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных логопедических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в моей работе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Я так же считаю, что помимо педагогических знаний, родители должны уметь использовать специальные логопедические знания, которые они могут применить дома на занятиях с детьми.
Учитывая особенности каждой семьи, я осуществляю непрерывную связь с родителями, используя коллективную, индивидуальную, наглядную формы работы. Благодаря тому, что мы обучаем детей дистанционно, конечно же, я могу проводить эти формы работы онлайн.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают мне объединить родителей, нацелить их на помощь детям в преодолении речевых дефектов. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую решение каждого собрания. Важно, чтобы на собраниях родители активно включались в обсуждение каждого вопроса и в решении собрания были записаны их предложения. На первом групповом собрании я довожу до сведения родителей, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям во внеучебное время в разных формах, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов, т.к. при наличии некоторых заболеваний необходим прием медпрепаратов, массаж и т.п.)
Дата проведения собрания и тема сообщаются заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и подготовить интересующие их вопросы.
Консультации и семинары, запланированные на весь год, я стараюсь построить так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения общих проблем, например:

-“Артикуляционная гимнастика”
-“Развитие мелкой моторики
-“Выполнение домашнего задания”
-“Развитие внимания и мышления”
-“Речевые игры дома”
-“Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”
-“Как научить ребёнка читать”
- “Как учить звуко - буквенному анализу” .

Для некоторых консультаций можно подготовить выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. Тем самым я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. На консультациях я так же рассказываю о разных видах работы с детьми, начиная от пальчиковых игр и заканчивая развитием мелкой моторики пальцев рук. На таких консультациях я часто провожу мастер – классы, где раздаю буклеты, в помощь родителям для работы с детьми дома. Наши родители (учеников, обучаемых дистанционно) всегда присутствуют на занятиях, соответственно все занятия открытые . Родителям становятся понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом я объясняю каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. Родителей больше всего интересует видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко- слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”. И еще раз хочется упомянуть, что благодаря дистанционной форме обучения родителям нет необходимости тратить время и деньги для того, чтобы приехать в школу, они в любое удобное время могут связаться с учителем и попросить консультацию. Следующей формой работы с родителями является библиотека игр и упражнений, что служит стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором готового материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. изготовлению пособий самими родителями. Сейчас руками родителей и детей делать ничего не нужно, есть специальные диски, специальные игры и разработки , специальные сайты в Интернете, но при желании родителям совместно с детьми советую изготовить в свободное время: “звуковые линейки” для определения места звука в слове, “звуковые полотна” для звукового анализа, “светофорчики” для дифференциации твёрдых и мягких согласных, пособие “окошечки” для составления слогов и слов и т.д.
Не менее важной формой работы являются речевые праздники, которые способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, повышению самооценки, осознанию необходимости правильной речи, закреплению пройденного материала. К праздникам я предъявляю следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными, на мой взгляд, бывают конкурсы чтецов приуроченные к различным праздникам, театральные миниатюры, праздники Букваря.

Следующей формой работы с родителями является индивидуальная работа. Она имеет существенное преимущество над коллективной формой работы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. На мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года. С помощью анкет я узнаю сведения о речевом развитии детей. Это помогает мне не только в коррекционной работе, но и в налаживании более тесного контакта с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить так же при помощи беседы, важнейшим признаком которой является двусторонняя активность. После обследования детей я веду индивидуальный разговор с родителями и знакомлю их с полученными результатами. В процессе беседы родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы и рекомендации. Параллельно с этим я ставлю перед собой задачу: помочь семье в воспитании ребёнка. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией и, если использовать её, то с пояснениями.

Еще одна форма работы с родителями - индивидуальные практикумы, которые имеют четкую направленность на обучение родителей. Эти мероприятия нужно проводить совместно с детьми (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для взрослых людей, с низким уровнем педагогической грамотности я провожу индивидуальные логопедические занятия.

Домашняя библиотечка, как отдельная форма играет существенную роль в результативной работе родителями. Логопедическая библиотечка представлена следующими пособиями: развитие фонематического восприятия, нарушенной слоговой структуры речи, альбом для индивидуальной работы с детьми, формирование лексико-грамматических представлений, формирование и развитие связной речи. Эти пособия можно так же с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Пользуясь альбомами, рассчитанных на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях. Каждый альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно помогать своему ребенку в занятиях.

Следующей формой работы с родителями не менее важной, является наглядная форма. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Благо что работаем мы сейчас в Интернете, где эту наглядность можно найти и подготовить в считанные минуты.
Играть родителям с детьми предлагаю даже на кухне: для развития мелкой моторики можно предложить ребенку перебрать горох или крупу. Тем самым он окажет посильную помощь родителям и потренирует свои пальчики. На кухне можно проводить и игры на обогащение словаря ребёнка. “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
Или, например, игра “Угощаю”. Условие: давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи и слоговой структуры слов. Можно менять лексическую тему.
Хорошая форма наглядной агитации - экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения каждому родителю. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
Для определения стратегии коррекционной помощи детям дошкольного возраста необходимо проведение обследования их родителей. Диагностика позволяет выявить степень готовности родителей к сотрудничеству, определить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом, а также изучить детско-родительские отношения и внутрисемейный климат.
Для изучения детско-родительских отношений и внутрисемейного климата используются следующие методы:

    Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)

    Метод анкетирования (письменный опрос)
    Анкетирование позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую
    осведомленность . Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. И з результатов анализа, как правило, видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, они считают, что дефект не столь серьезен и может пройти сам по себе. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, появляются родители, которые проявляют «якобы» осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

По результатам анкетирования я составляю социальную характеристику данных семей: состав семьи, профессии; культурно-образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка; уровень психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; готовность к повышению педагогической компетентности; стратегия и тактика воспитательных воздействий; степень согласованности требований к ребенку по поводу воспитания; организация совместных форм деятельности в семье; отношение семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок: безразлично относятся к образовательному учреждению, не озабочены воспитанием собственного ребенка, стараются переложить все воспитательные функции на образовательное учреждение; сотрудничество со специалистами.

В конце учебного года, подводя итог коррекционно-педагогической работы и в целях дальнейшего совершенствования сотрудничества с родителями, проводится анкетирование. Все родители 100% заинтересованы в совместной работе с логопедом, большинство родителей, 97% - удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 99% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиями. У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.

Сравнительный анализ результатов начала и конца учебного года в течении трех лет позволил сделать вывод, что

    Позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.

    Родители пересмотрели свои позиции в отношении участия в коррекционно-логопедическом процессе.

Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяется алгоритм дальнейших действий поэтапного сотрудничества в коррекционно-логопедической работе, направленной на устранение речевых нарушений у детей.
Эта система работы может использоваться как в преодолении фонетико-фонематических нарушений, так и в коррекции нарушений всех компонентов речи. Помимо коррекционно-логопедической направленности, возможно её применение и специалистами других областей образования.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Росинка»

Представление опыта работы по теме: «Система взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и родителями в детском саду»

Учитель-логопед: Шутрова О.П.

пгп. Пионерский, 2014 г.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.

В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач , стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Я строю своё общение с родителями, на основе принципа " Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ ", так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Опыт работы показал, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.

Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

Для обучения и развития этих детей я определяю современный концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок, используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы направленные на коррекцию речевых нарушений.

В своей коррекционной работе использую следующие теоретические подход ы:

личностно ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;

сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников, и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;

дифференцированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка совместно с родителями.

Основныенаправления деятельност и (схема 1)

Аналитическое.

Изучение семьи ребёнка со сложной структурой дефекта, мониторинг.

Планово-организационное.

Планирование и организация работы с родителями по преодолению структуры дефекта детей.

Методическое.

Разработка методической поддержки системы работы с родителями по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста в рамках очной и заочной форм работы.

Коррекция дошкольного возраста осуществляется по разработанной системе, которая включает в себя:

определение цели и задач;

планирование работы с родителями;

индивидуальный маршрут развития ребёнка совместно с родителями;

организация коррекционно-образовательной деятельности совместно с родителями;

методическое обеспечение;

мониторинг

Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с семьями:

Семейный клуб «Школа успешного родителя» (приложение № 1 –положение о работе семейного клуба, конспекты детско-родительских мероприятий, видеозапись «Осенний огород»)

Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

Участие родителей в проектной деятельности

Родительские собрания (приложение № 2–модель родительского собрания, презентация слайд № 1)

Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта). Подчёркиваю важность систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.

Информационные буклеты (приложение №3- памятки, буклеты) содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений

Семинары-практикумы (Приложение№ 4, конспекты семинаров-практикумов)

"Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим". КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.

Дни открытых дверей (Приложение № 5 - конспекты НОД, видеозапись НОД).

Дни открытых дверей проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы в группе

Тематические выставки

Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем, приобретая опыт общения

Праздники и развлечения

В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.

Анкетирование (Приложение № 6 – анкеты, анализ анкетирования)

Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

Тетради по автоматизации звуков (Приложение №7 – тетрадь для индивидуальной работы)

Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь

Родительские пятиминутки - кратковременная личная консультация

Знакомство родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи

Консультирование по запросам

Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Домашняя библиотечка авторских пособий

Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Используется в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребенком по заданию логопеда

Средства массовой информации (веду личную страничку на сайте )

Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.

Уголок для родителей (Приложение № 8 – папка «Лексические темы для родителей»)

Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии "В кабинете логопеда" (которые периодически обновляются), как позаниматься дома по лексической теме и т.д.

Папки-передвижки (Приложение № 9 – папки-передвижки) содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие с воспитателями

Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей группы. Только тесный контакт учителя-логопеда и воспитателей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Совместно с воспитателями оформляем родительский уголок , готовим и проводим и родительские собрания (см. протоколы родительских собраний).

Во взаимодействии с педагогами применяю такую форму работы как семинары-практикумы («Эффективные приёмы обучения дошкольников с ОНР по составлению описательных рассказов» и др.).

Принимаю участие в работе «Школа молодого педагога» («Организация взаимодействия с семьёй по предупреждению ОНР у детей дошкольного возраста»).

Совместно с педагогами, организую проектную деятельность (презентации творческих проектов: «Сказка о весёлом язычке», «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи»).

С воспитателями компенсирующей группы ведётся « Тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом», где воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда в вечернее время отрабатывают, закрепляют речевой материал с детьми в индивидуальной форме.

На МО педагогов ДОУ делимся с воспитателями своим педагогическим опытом (выступление «Профессиональные стандарты педагога в условиях ФГОС»).

Вместе с воспитателями принимаю участие в работе творческой группы «Коррекционная работа в ДОУ».

Выводы:

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями и воспитателями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

1. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

2. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи , которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

3. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Также сообщаю родителям предположительную длительность коррекционного процесса – полгода, год, два. Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми /ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные/, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком. В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда и родителей /им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы/.

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. /показ/

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

  • Анкетирование.
  • Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Речецветик».
  • Оформление папок-передвижек с консультациями.
  • Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Выступление на родительских собраниях.
  • Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
  • Проведение открытых занятий.
  • Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • открытые занятия;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • информационные выставки;
  • семинары - практикумы и т. д.;

При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей (приложение) на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе.

В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание у нас проходит в апреле-мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, демонстрирую аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи - в конце года, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей (приложение), на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ.

Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителейи быстрее отреагировать на интересующую их информацию.

Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.

На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Для удобства работы и экономии времени я перешла на использование разнообразных карточек с заданиями, которые помещаются в этой же папке, но в специально отведенном для этого кармашке «Карточки для индивидуальной работы с детьми». Материал карточек по обучению грамоте служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала, на определение готовности к обучению в школе. Наряду с этими существует много других карточек: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, на закрепление звукопроизношения и другие.

Для того, чтобы у детей всегда было желание заниматься, своё общение с ними я стараюсь разнообразить различными игровыми приёмами. Например, в приёмной, на стене размещается почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, в котором лежит карточка-задание. Дети «посылают» мне письма, т. е. опускают их в ящик. Ребенок-почтальон доставляет почту в сумке ко мне в кабинет.

«Почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне или кому удалось произнесение отсутствующего звука, ещё и по этому, у детей есть стимул к занятиям. Все без исключения любят быть «почтальонами», им интересно открывать и закрывать почтовый ящик. «Логопедическую почту» использую и в работе с родителями. Они помещают в ящик вопросы, я их обрабатываю, группирую и размещаю информацию, либо планирую консультацию.

Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе «Учите, играя »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закреплять понятия гласный-согласный, твердый - мягкий звук;
  • формирование целостного восприятия печатных букв;
  • обучение правильному употреблению пространственных предлогов;
  • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать навык печатания и чтения слов;
  • обучение умению соотносить количество букв в слове с соответствующей цифрой;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, конструктивного праксиса;
  • развитие общих речевых навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, инициативу, самостоятельность;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».

Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в предложениях и в речи детей. Правильное употребление грамматических категорий. Развитие самостоятельной связной речи.

Оборудование: раздаточное: филнворды со словами и схемами слов; изображение домов со словом «школа»; двухсторонние «светофорчики» с цифрами, закрепленные на палочке для того, чтобы держать в руке; разноцветные флажки; буквы; маркеры; ручки. Раздаточный материал для родителей.

демонстрационное: ноутбук, телевизор, филнворд,кроссворд (на закрепление правила о правописаниях «ЖИ», «ШИ»), схематическое изображение предложений и звуковые схемы слов.

Логопед: Дети, что мы говорим, когда приветствуем друг друга? (ответы детей). Да, желая друг другу чего-то хорошего, мы говорим: «здравствуйте, приятного вечера, доброго вечера, всего хорошего». Давайте сегодня, поприветствуем, друг друга необычно - каждый своё приветствие пропоет (музыкальное сопровождение под фортепиано), можно я начну: « Здравствуйте, дети!»

Логопед: Чтоб прошло все без заминки, начинаем мы с разминки (упражнение на дыхание) -

Ветер дул, задувал (дуют)

Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

Ветер дул, задувал (дуют )

Буквы все перемешал.

Дети по просьбе логопеда выбирают буквы и выстраивают слово, акцентируя внимание на то, что буквы в слове должны быть одного цвета (слова: азбука, звонок). Когда дети «выстроят» слово, они выбирают такое же написанное слово среди других слов.

Логопед просит детей выстроиться следующим образом: справа встанут дети, которые собрали слово, обозначающее книгу, по которой учатся читать. Слева встанут дети, которые собрали слово, обозначающее предмет, который звенит и приглашает учеников на урок.А теперь покажите мне схему слова, к которому подойдут ваши слова. Дети проходят за столы.

Разгадывание филнвордов. Прочитайте слово в прямоугольниках (образец) и скажите: Рядом, с какой цифрой написано слово, которое обозначает дикое животное, это животное хитрое, с рыжим хвостом (лиса) - найдите в таблице с буквами (демонстрация действия логопедом), где спрятано это слово и обведите его (родителям раздаются филнворды для выполнения задания параллельно с детьми).

Логопед: Прочитайте слово в прямоугольнике под цифрой два, кто скажет, что это такое (дети объясняют лексическое значение слова), не называя слова вслух (сок), найдите в таблице с буквами, где спрятано это слово и зачеркните (подчеркните) его.

Логопед: Рядом с какой цифрой написано слово, которое я произнесу по звукам: с л о н (рядом с цифрой 1), найдите в своем филнворде, где спрятано это слово и обведите его.

Логопед: Правда ли что, под цифрой 5 написано слово, обозначающее название дерева (нет), а как сказать правильно (название цветка). Как называется этот цветок, Лена? (мак).

Логопед: Соедините линией все слова с их схемами (если затрудняются - образец).

Физминутка.

Дети встают, берут флажки зеленого и синего цвета. Игра со звуками. Логопед: Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ - СИНИЙ, ПОЛОСА - ГОЛОСА, САША - СЕНЯ, БУСЫ - БУСИКИ, ГУСЯТА - ПОРОСЯТА, ТРОСС - ТРОСТЬ.

Игра со словами.

Логопед: А теперь с нами захотели поиграть слова, на экране телевизора будут появляться картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «сфетофорчик» с нужной цифрой. На экране появляются следующие картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино.

Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала: Это большой красивый дом, где учатся дети (школа). Возьмите листочки, где нарисован дом, найдите, где правильно написано слово «школа» и раскрасьте его. Подумайте и ответьте на вопрос: Какой по счету (на вашем листе) дом, где слово «школа», написано правильно? (ответы детей: третий).

Переверните лист и напишите по памяти это слово. Лена, назови первый звук, Вова, назови второй звук и т. д. Игра «Собери предложение». Слова перепутались: учатся школа в дети, как сказать красиво - Дети учатся в школе. Покажите, к какой схеме подходит это предложение.

Следующее предложение: школа строители строить большую, Назовите предложение так, чтобы первое слово в предложении было «строители» - Строители построили большую школу. Покажите, к какой схеме подходит это предложение (демонстрационное пособие).

Поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «большую», поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «школу». Между какими словами находится слово «построили»?

Логопед: Дети, кто помнит сказку о буквах «Ж» «Ш»? (ответы детей) Давайте ее вспомним вместе. На экране телевизора появляется слайд: буквы «Ш», «Ж», логопед начинает рассказывать сказку об эти буквы, затем просит детей (по очереди) продолжить ее. По ходу рассказывания слайды меняются. Кроссворд - подумайте, какое слово подойдет? (дети разгадывают кроссворд). Напишите любое слово, которое вы запомнили из кроссворда.

Итог занятия. Логопед: Во что бы вы хотели поиграть в следующий раз? Что бы вы рассказали о нашем занятии?

Приложение

Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

1. Филнворд, слова и схемы слов.

2. Текст сказки про буквы «Ш», «Ж».

3. Изображение домов со словом «школа»

4. Буквы для «выстраивания» слов.

5. Кроссворд.

6. Двухсторонние «светофорчики» с цифрами.

Перспективный план взаимодействия с семьей на 2011-2012 учебный год

учителя-логопеда МДОУ №10 «Аленький цветочек» комбинированного вида Кирсановой Е.В.

Форма работы

Сроки проведения

БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи: Сбор анамнестических сведений. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Индивидуальные беседы

Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами промежуточной диагностики, с основными направлениями дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

сентябрь

Темы: «Мой ребенок», «Участники процесса воспитания ребенка», «Социальный опыт моего ребенка», «Причина трудностей первоклассника».

БЛОК 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

(совместная деятельность родителей и учителя-логопеда)

Задачи: Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей, привлечение их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Наглядная логопедическая пропаганда

Размещать наглядную информацию для родителей из цикла «На беседу к логопеду»

1 раз в месяц

Родительские собрание

1. Установочное собрание: ознакомление родителей с результатами ПМПК. Рекомендации, ознакомление со спецификой и структурой логопедической работы.

2.Итоговое собрание: итоговый мониторинг коррекционной работы, рекомендации на летний период (раздача индивидуальных «Памяток родителям детей, посещающих логопедическую группу»).

сентябрь

Семинары-практикумы

Практикум 1. Тема: «Развитие грамматических способностей с помощью игры».

Практикум 2. Тема: «Артикуляционная гимнастика».

Практикум 3. Тема: «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте).

Практикум 4. Тема: «Развитие речи ребенка - залог успешного обучения в школе».

Тест: «Готов ли Ваш ребенок чтению?».

Тест: «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

Дискуссия: «Фигура учителя для меня и моего ребенка».

Консультации, школа для родителей

Индивидуальные консультации: раскрыть причины возникновения нарушений различных компонентов речи. Индивидуальные рекомендации.

Работа по микрогруппам: консультирование по развитию у детей всех компонентов речи, подготовка к обучению грамоте, развитию графо-моторных навыков.

по мере необходимости,

в течение года

Дни открытых

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) с детьми подготовительной к школе группе, индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие с детьми с ЗРР для родителей. Речевой утренник для родителей «Праздник красивой и правильной речи». Встречи с родителями, беседы.

По плану МДОУ

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ

ГУ Специальная (коррекционная) ДО №10 «Алма» для детей

с нарушением речи

Логопед: Балмагамбетова Гульшат Камаловна


Родительские собрания.

  • ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы",
  • "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе",
  • "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму",
  • "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания.

  • (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование

  • (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки

  • (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Дни открытых дверей.

  • (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Вместе с родителями

  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Организация выставок Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
  • "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Творчество

  • Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
  • Выпуск журнала для родителей "Солнышко" (посвящен проблемам речевого развития ребенка -грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Данные формы работы

  • позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

  • 1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
  • а) правильного звукопроизношения;
  • б) фонематического восприятия;
  • в) грамматического строя речи;
  • г) речевого общения и связной речи.
  • 2.Совместная деятельность родителей с детьми:
  • а)чтение художественных произведений;
  • б) познавательный рассказ взрослого;
  • в) наблюдения в природе;
  • г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
  • д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
  • 3.Самостоятельная деятельность:
  • а)игра;
  • б) рассказ из личного опыта;
  • в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
  • г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

  • - специальные "логопедические уголки";
  • - информационные стенды;
  • - тематические выставки книг;
  • - пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

  • При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.



Лучшие статьи по теме